4 Вида бизнеса, которых нет еще в России в 2020 году

Бизнес-климат в России оставляет желать много лучшего. Открывать малый бизнес, да еще и с минимальными вложениями в юрисдикции нашей страны крайне трудно и зачастую просто опасно для здоровья и даже собственной свободы.

Это связано с непрозрачностью многих определяющих законов и процедур, фактическим отсутствием принципа священности, неприкосновенности частной собственности, наличием в обществе в целом кумовства и коррупции. В связи с этим не приходится удивляться, что в России нет своих Цукербергов и Масков, зато присутствуют олигархи, контролирующие сырьевые потоки.

Однако в такой недружелюбной среде, как наша, дело даже не в личностях, а в общей атмосфере страха, который незримо витает в воздухе. Действительно, будет ли вам до инноваций, если какие-то дети прокурорских работников занимаются рейдерством и, пользуясь связями своих «покровителей» отжимают все, что только может приносить деньги. Создашь тут бизнес, как же… (а главное, удержишь созданное…).

Тема настоящей статьи грустна, однако говорить о ней необходимо, так как это единственный путь к преодолению данного кризиса. Итак, бизнес-идеи, которых нет в России 2020 года (и можно сказать определенно – не будет). Составим наш ТОП-4.

4 Вида бизнеса, которых нет еще в России в 2020 году

1. Многопрофильные курьеры

Многие граждане, пожившие или даже просто побывавшие в странах Юго-Восточной Азии, обратили внимание на тысячи снующих по дорогам на байках курьеров сервиса «Гоу Джек». Этот бренд постепенно становится не менее узнаваемым, чем, например, тот же «Убер». Но в чем же его уникальность? Вся суть в многозадачности курьеров. К примеру, отечественные сервисы по доставке еды (желтого или зеленого цветов) имеют преимущественную специализацию. Клиент не может заказать курьера, чтобы, к примеру, тот:

  • положил ему денег на мобильный телефон;
  • купил определенную требуемую вещь в хозяйственном магазине;
  • принес ему наличных денег из банкомата;
  • а на обратном пути отвез какие-то другие вещи на другой конец города.

И чтобы за все это можно было рассчитаться по безналичному расчету (через аккаунт), чтобы все выполнялось без потери ответственности, а также присутствовала эффективная диспетчерская служба поддержки. Отдельные операции курьеры отечественных сервисов выполняют (как то, покупка еды в магазине по просьбе клиента), но эти функции оплачиваются несистемно и скорей являются способом частного приработка самих курьеров.

Но в чем же причина существования такого отсутствующего рынка? Ведь идея-то хорошая, актуальная, а с учетом того, что курьерские сервисы уже по факту существуют, для того, чтобы начать такой новый бизнес (то есть, попросту диверсифицировать задачи курьеров) потребуются минимальные вложения.

Все дело в менталитете. По оценкам западных экспертов в России катастрофически мало честных людей. В целом по всему постсоветскому пространству. Большинство ведут себя, как хищники с той или иной степенью цинизма: кто-то пытается украсть по типу волка – схватил и убежал, а там разберемся, что за добыча. Другие налаживают системный грабеж, «отщипывая» с каждой темы понемногу и пытаясь спрятать концы в бесконечных разбирательствах. А некоторые вообще на той же курьерской тематике по доставке еды создают систему сбыта наркотиков.

Разумеется, нечестные люди есть в любой нации, во всех странах. Однако именно в России их запредельно много. Социологи обоснованно считают, что это наследие чудовищных людских потерь СССР за весь XX век – ведь на войнах и во время беспрецедентных репрессий гибли лучшие, которые и составляли этический и моральный костяк нации. В итоге «бесчинное» поведение в обществе начинает преобладать.

Так уже было пару тысяч лет назад – в четырехсотых годах нашей эры в Древнем Риме, где именно моральная деградация общества послужила причиной развала великой империи. И как это ни странно, именно отсутствие морально-этических табу на воровство и обман у слишком большого количества российских граждан не позволяет развиваться широкоспециализированному курьерскому сервису в нашей стране. И можно не сомневаться, что в 2020 году аналог «Гоу Джека» (хотя бы с приблизительными оборотами и похожим спектром услуг) в России не появится.

Предполагаемые дополнительные инвестиции для расширения функционала курьеров в текущих сервисах оценить трудно. Однако если исходить из норматива на создание одного курьерского рабочего места, то эта сумма составляет $1,35 тыс. на человека (это если с нуля). Очевидно, что дополнительный функционал обойдется в разы дешевле.

2. Производство смартфонов и другой умной электроники

YotaPhone

Судя по количеству просмотров на YouTube, многие пользователи по нескольку раз пересматривают знаменитый ролик, где глава государственной корпорации «Ростех» презентует тогда еще Президенту России Медведеву Йотафон – конкурентную смарт-разработку, отечественный смартфон, от появления на мировом рынке которого «Эпл», по словам Медведева, должен был напрячься.

Но что-то пошло не так: и разработка получилась не очень-то конкурентная, и аппарат оказался не таким уж и «смарт», да и на отечественном (а не то чтобы на мировом) рынке его как-то не видать. А главное – за прошедшие годы не видать желающих пользоваться данными «прорывными новинками».

В России воспринимают науку, как некое знамя. Мол, поднимем высокие технологии на щит! Советский Союз в голодное послевоенное время смог ядерную бомбу сделать, а нам что, слабо?!.. В рыночных условиях предприниматели смотрят вовсе не на официальные «знамена», а на экономическую целесообразность.

Иными словами, если большую норму прибыли можно (а главное, реально) получить только непрерывно инвестируя и продвигая технологии (которые таким образом и становятся высокими), то капиталы в науку не просто идут, а валят валом (как в Европе и США). При этом автоматически развивается вся высокотехнологичная инфраструктура: и лаборатории, и университеты и даже менталитет выпускников, которые хотят становиться инженерами и исследователями, а не следователями и прокурорами.

Если же экономическая целесообразность под вопросом, то ни о каком прорыве не может быть и речи. Ведь высокие технологии требуют высоченных инвестиций, приобретения дорогостоящего оборудования, привлечения из-за рубежа высокооплачиваемых специалистов (своих кадров ведь не хватает). А кто в здравом уме на это решится, если любой прокурор может «состряпать» интригу с уголовным преследованием и, опять же, отжать перспективный бизнес в свою пользу?

Что касается самой корпорации «Ростех», у которой, казалось бы, хватает и материальных, и административных ресурсов, то дело здесь тоже не пойдет. А все потому, что единственное, чего не хватает «Ростеху» это здоровой конкуренции, которая в миг бы отрехтовала инвалидное целеполагание, связанное с банальным «распилом» бюджетных средств. Так что не появится в ближайшее время в России ни прорывных производителей умной электроники, ни достойных гаджетов.

А начальные инвестиции в данном секторе оцениваются на уровне не более $45 млн., если самостоятельно выполнять работы по разработке ПО и дизайна и размещать заказы на сторонних производственных площадках.

3. Коммерческие космические полеты

Коммерческие космические полеты

Удивительно и даже Чудовищно звучит тезис о том, что Россия скоро вообще не сможет летать в космос. Но все идет именно к этому. Многие связывают это с бардаком в отрасли, кто-то делает упор на персоналии первых лиц и коррупцией в их рядах. Но объективно правильно было бы говорить о том, что в данной сфере в России наблюдается тяжелейший кризис целеполагания.

В отрасли отсутствуют частные капиталы (от слова «совсем»). Практически все деньги, выделяемые на космическую сферу, являются государственными, что очень сильно искажает приоритеты и убивает даже намек на мотивацию. Каким путем пошли западные страны (к примеру, США)? Они просто открыли отрасль для частников, предоставив им возможность пользоваться сверхдорогостоящей инфраструктурой:

  • космодромами;
  • испытательными стендами;
  • специализированными предприятиями, которые получили право выполнять и сторонние (частные) заказы и пр.

И частная инициатива живо нашла перспективное направление, развивая которое можно добиться прибыльности даже не опираясь сугубо на государственные заказы. Это сектор многоразовых запусков. Очевидно же, что крайне расточительно буквально выбрасывать ракету после одного запуска. Так почему бы не создать технологии по ее возврату и многократному применению? (Что и было успешно достигнуто).

Многократное применение ракетоносителей призвано радикально снизить себестоимость одного запуска. А значит, пользоваться космосом сможет гораздо большее число лиц (вплоть до перелетов Нью-Йорк – крупнейшие города Юго-Восточной Азии, где стоимость одного билета не будет превышать $10 тыс.). Есть логичная, жизнеспособная коммерческая идея, есть цель – расширение рынка сбыта космических услуг, есть вполне понятные способы для достижения этих целей. Все это – признаки наличия в отрасли частного капитала с его рациональностью и здравомыслием.

Кроме того, следует отметить, что частные космические компании в развитых странах сейчас появляются, как грибы после дождя.

Что же наблюдается в России? Мало кто может сказать, какие вообще цели стоят перед «Роскосмосом», кроме коррупционных. Ракеты остаются одноразовыми и никаких работ в сторону многоразовости ни в СССР, ни в РФ не велось никогда и в принципе! Самое дорогое в космосе – это туда попасть, а если речь идет о «Роскосмосе», то стоимость одного старта здесь и вовсе запредельная – более $100 млн. (и эта цифра будет только расти).

Кому нужно пользоваться такими ракетами? Зачем нужен сверхдорогой проект «Восточный»? Есть ли какие-то конкретные планы его эксплуатации: проще говоря, что и зачем с него будет запускаться? На все эти вопросы ответы отсутствуют, что делает российскую космическую сферу абсолютно никому не нужным и безумно дорогостоящим мероприятием.

С развитием кризисных тенденций и кратным сокращением доходов бюджета страна даже не в отдаленной перспективе просто не сможет позволить себе хотя бы один запуск в год. И напротив, с развитием и совершенствованием технологий и конкуренции в аэрокосмической сфере в развитых странах будет не только дешеветь стоимость запуска килограмма груза на орбиту, но и снижаться барьер для входа в отрасль.

К примеру, сейчас эксперты США оценивают его на уровне $128 млн. Всего! Присутствуют обоснованные суждения, что к 2025 году эта сумма уменьшится еще вдвое. А к концу десятилетия бизнес по выводу грузов на орбиту может оказаться на подобии маршрутных такси – бизнесом с относительно минимальными вложениями. Везде, только не в России. К этому времени космическая сфера в стране, скорей всего, перестанет существовать совсем. Так что коммерческие космические полеты правильно отнести к бизнесу, который никогда не появится в России вообще, а государственные полеты тихо прекратятся.

4. Производство аккумуляторов

Производство аккумуляторов

Весьма интересная тема. С появлением, а главное – удешевлением аддитивных молекулярных технологий (когда любой объект формируется по слоям в 1–2 молекулы), стало возможным производить любые «батарейные» предметы на совершенно ином уровне эффективности. Послойно произведенные твердотельные аккумуляторы способны накапливать в десятки и даже сотни раз больше энергии, чем традиционные литий-ионные.

Дело за малым – создать производство по типу знаменитой гигафабрики Илона Маска, где можно было бы установить множество таких аддитивных установок и на масштабе добиваться снижения себестоимости.

Ориентировочная стоимость аддитивного производства, сопоставимого по объемам выпуска с предприятиями «Теслы» дешевле своей знаменитой альтернативы, минимум, в 10 раз. То есть, совокупные затраты вполне могут уложиться в величину $200 млн. (с нуля).

Это конечно, бизнес не «без вложений», но при развитости рынка кредитования, а также перспективности продукта – это весьма интересный бизнес, которого … никогда не будет в российской юрисдикции.

Все дело в агрессивной, реакционной зашоренности экономической элиты по всей их вертикали, которые видя в энергоэффективных «зеленых» технологиях смертельную угрозу гегемонии углеводородов. Причины этого понятны: нефть и газ являются главными и основными продуктами экспорта в стране, но удивительно другое. Еще никогда во всей истории человечества противостояние технологическому прогрессу не оборачивалось для реакционеров победой. Неужели олигархи действительно полагают, что смогут выиграть на этом поле у всего мира?

Чем бы ни было оправдано производство аккумуляторов (для формирования рекуперационных станций или же просто, для продажи отдельных элементов на рынке в формате батареек), всем очевидно, что от емких и дешевых накопителей исходит главная угроза для рынка нефти, ибо на бензин и дизельное топливо тратится до 73% всего добываемого «черного золота». И несмотря на то, что даже отечественные автопроизводители представляют на автосалонах свои электрические концепты, массово производить их в России не будут никогда (и уж в 2020 году точно). В этой стране на эту тему наложен политический запрет.

Резюме

В рамках данной статьи не получилось перечислить и десятой доли бизнес-тем, которых по разным причинам нет еще в России на 2020 год. Но что самое плачевное, список таких тематик постоянно увеличивается. Страна теряет не просто производственные мощности, а саму потенциальную возможность их создать. В предпринимательской среде плавно распространяется апатия: никто не желает неоправданно рисковать и вкладываться в крайне выгодные, но такие рисковые с точки зрения заметности проекты.

Так что при существующей динамике расширения фактических запретов в бизнес-среде список бизнес-идей, которых нет в России в 2020 и никогда не появится (по крайней мере, при текущих властях) будет и дальше только расширяться.