Программное обеспечение как услуга (SaaS) – это модель распространения программного обеспечения, в которой поставщик облачных услуг размещает приложения и делает их доступными для конечных пользователей через Интернет. В этой модели независимый поставщик программного обеспечения (ISV) может заключить договор со сторонним поставщиком облачных услуг для размещения приложения. Или, в более крупных компаниях, таких как Microsoft, поставщик облачных услуг также может быть поставщиком программного обеспечения.
SaaS – одна из трех основных категорий облачных вычислений, наряду с инфраструктурой как услуга (IaaS) и платформой как услуга (PaaS). Приложения SaaS используют ряд IT-специалистов, бизнес-пользователи и частные пользователи. Ассортимент продукции варьируется от персональных развлечений, таких как Netflix, до передовых IT-инструментов. В отличие от IaaS и PaaS, продукты SaaS часто продаются как пользователям B2B, так и B2C.
Согласно недавнему отчету McKinsey & Company, аналитики технологической отрасли прогнозируют дальнейший рост рынка программного обеспечения как услуги и ожидают, что к 2024 году рынок продуктов SaaS составит около 200 миллиардов долларов.
Как работает программное обеспечение как услуга?
SaaS работает через модель облачной доставки. Поставщик программного обеспечения будет либо размещать приложение и связанные данные, используя свои собственные серверы, базы данных, сетевые и вычислительные ресурсы, либо это может быть независимый поставщик программного обеспечения, который заключает договор с поставщиком облачных услуг для размещения приложения в центре обработки данных поставщика. Приложение будет доступно для любого устройства, подключенного к сети. Доступ к приложениям SaaS обычно осуществляется через веб-браузеры.
В результате компаниям, использующим приложения SaaS, не поручают установку и обслуживание программного обеспечения. Пользователи просто платят абонентскую плату, чтобы получить доступ к программному обеспечению, которое представляет собой готовое решение.
SaaS тесно связан с поставщиками услуг приложений (ASP) и моделями доставки программного обеспечения для вычислений по требованию, когда поставщик размещает программное обеспечение клиента и доставляет его утвержденным конечным пользователям через Интернет.
В модели SaaS «программное обеспечение по запросу» поставщик предоставляет клиентам сетевой доступ к единственной копии приложения, созданного поставщиком специально для распространения SaaS. Исходный код приложения одинаков для всех клиентов, и когда выпускаются новые особенности или функциональные возможности, они распространяются на всех клиентов. В зависимости от соглашения об уровне услуг (SLA) данные клиента для каждой модели могут храниться локально, в облаке или как локально, так и в облаке.
Организации могут интегрировать приложения SaaS с другим программным обеспечением с помощью интерфейсов прикладного программирования (API). Например, компания может написать свои собственные программные инструменты и использовать API-интерфейсы поставщика SaaS для интеграции этих инструментов с предложением SaaS.
Архитектура SaaS
Приложения и сервисы SaaS обычно используют многопользовательский подход – это означает, что один экземпляр приложения SaaS будет работать на хост-серверах, и этот единственный экземпляр будет обслуживать каждого зарегистрировавшегося клиента или облачного клиента. Приложение будет работать в одной версии и конфигурации для всех клиентов или арендаторов. Хотя разные подписчики будут работать в одном экземпляре облака с общей инфраструктурой и платформой, данные от разных клиентов по-прежнему будут разделены.
Типичная многопользовательская архитектура приложений SaaS означает, что поставщик облачных услуг может управлять обслуживанием, обновлениями и исправлением ошибок быстрее, проще и эффективнее. Вместо того, чтобы вносить изменения в нескольких экземплярах, инженеры могут вносить необходимые изменения для всех клиентов, поддерживая один общий экземпляр.
Кроме того, мультиарендность позволяет большему количеству людей получить доступ к большему объему ресурсов без ущерба для важных облачных функций, таких как безопасность, скорость и конфиденциальность.
Преимущества SaaS
SaaS устраняет необходимость для организаций устанавливать и запускать приложения на своих компьютерах или в собственных центрах обработки данных. Это исключает расходы на приобретение, предоставление и обслуживание оборудования, а также на лицензирование, установку и поддержку программного обеспечения. Вот другие преимущества модели SaaS:
- Гибкие платежи. Вместо того, чтобы покупать программное обеспечение для установки или дополнительное оборудование для его поддержки, клиенты подписываются на предложение SaaS. Перевод затрат на регулярные операционные затраты позволяет многим предприятиям составлять более качественный и предсказуемый бюджет. Пользователи также могут прекратить предоставление предложений SaaS в любое время, чтобы прекратить эти повторяющиеся расходы.
- Масштабируемое использование. Облачные сервисы, такие как SaaS, предлагают высокую вертикальную масштабируемость, что дает клиентам возможность получать доступ к большему или меньшему количеству услуг или функций по запросу.
- Автоматические обновления. Вместо того, чтобы покупать новое программное обеспечение, клиенты могут положиться на поставщика SaaS, который автоматически выполняет обновления и управление исправлениями. Это еще больше снижает нагрузку на внутренний IT-персонал.
- Доступность и постоянство. Поскольку поставщики SaaS поставляют приложения через Интернет, пользователи могут получить к ним доступ с любого устройства с подключением к Интернету и из любого места.
- Настройка. Приложения SaaS часто настраиваются и могут быть интегрированы с другими бизнес-приложениями, особенно с приложениями от общего поставщика программного обеспечения.
Проблемы и недостатки SaaS
SaaS также создает некоторые потенциальные риски и проблемы, поскольку предприятиям приходится полагаться на внешних поставщиков для предоставления программного обеспечения, поддержания его в рабочем состоянии, отслеживания и составления отчетов о точном выставлении счетов и создания безопасной среды для бизнес-данных.
- Проблемы, не зависящие от клиента. Проблемы могут возникнуть, когда поставщики испытывают перебои в предоставлении услуг, вносят нежелательные изменения в предложения услуг или сталкиваются с нарушением безопасности – все это может сильно повлиять на способность клиентов использовать предложение SaaS. Для упреждающего решения этих проблем клиенты должны понимать SLA своего поставщика SaaS и обеспечивать его соблюдение.
- Клиенты теряют контроль над версией. Если поставщик принимает новую версию приложения, она будет распространяться среди всех клиентов, независимо от того, хочет ли клиент более новую версию. Это может потребовать от организации выделить дополнительное время и ресурсы для обучения.
- Сложность смены поставщиков. Как и при использовании любого поставщика облачных услуг, смена поставщика может быть затруднена. Чтобы сменить поставщика, клиенты должны перенести очень большие объемы данных. Кроме того, некоторые поставщики используют проприетарные технологии и типы данных, что может еще больше усложнить передачу данных о клиентах между различными поставщиками облачных услуг. Привязка к поставщику – это когда клиент не может легко переключаться между поставщиками услуг из-за этих условий.
- Безопасность. Облачная безопасность часто рассматривается как серьезная проблема для приложений SaaS.
Безопасность и конфиденциальность SaaS
Риски кибербезопасности, связанные с программным обеспечением как услугой, отличаются от рисков, связанных с традиционным программным обеспечением. В случае традиционного программного обеспечения поставщик программного обеспечения несет ответственность за устранение уязвимостей на основе кода, а пользователь отвечает за запуск программного обеспечения в безопасной инфраструктуре и сети. В результате за безопасность больше несут ответственность независимый поставщик программного обеспечения и сторонний поставщик облачных услуг.
Несмотря на быстрое внедрение облачных моделей для полностью обслуживаемых программных продуктов, организации по-прежнему имеют определенные оговорки в отношении продуктов SaaS, когда речь идет о безопасности и конфиденциальности. Эти опасения включают:
- шифрование и управление ключами;
- управление учётными данными (IAM);
- мониторинг безопасности;
- реагирование на инциденты;
- плохая интеграция в более широкую среду безопасности компании;
- выполнение требований к резидентности данных;
- конфиденциальность данных;
- стоимость инвестиций в сторонние инструменты для компенсации риска безопасности SaaS;
- отсутствие связи с техническими специалистами и специалистами по безопасности в процессе продаж.
SaaS, IaaS и PaaS: в чем разница?
SaaS – одна из трех основных моделей облачных сервисов, наряду с IaaS и PaaS. Все три модели включают поставщиков облачных услуг, которые доставляют свои собственные ресурсы центра обработки данных клиентам через Интернет.
Разница между моделями заключается в комплектности продукта. Продукты SaaS – это законченные и полностью управляемые приложения. IaaS в значительной степени передает ресурсы центра обработки данных на аутсорсинг, а PaaS предоставляет платформу разработки и другие инструменты, размещенные в центре обработки данных поставщика.
Пользователям приложений SaaS не нужно загружать программное обеспечение, управлять существующей IT-инфраструктурой или заниматься какими-либо аспектами управления программным обеспечением. Поставщики занимаются обслуживанием, обновлениями, поддержкой, безопасностью и всеми другими аспектами управления программным обеспечением.
IaaS используется компаниями, которые хотят передать свои центры обработки данных и компьютерные ресурсы поставщику облачных услуг. Поставщики IaaS размещают компоненты инфраструктуры, такие как серверы, хранилище, сетевое оборудование и ресурсы виртуализации. Организации-клиенты, использующие услуги IaaS, по-прежнему должны управлять своими данными, приложениями и операционными системами (ОС).
PaaS предоставляет набор ресурсов для внутренних разработчиков организации. Эта размещенная платформа позволяет разработчикам создавать индивидуальные приложения. Поставщик управляет ресурсами центра обработки данных, которые поддерживают инструменты. Организации-клиенты, использующие услуги PaaS, не должны управлять своими операционными системами, но должны управлять приложениями и использованием данных.
Поставщики SaaS и примеры
Рынок SaaS включает в себя множество поставщиков программного обеспечения и продуктов. К отраслевым игрокам относятся небольшие поставщики отдельных продуктов, вплоть до облачных гигантов, таких как Amazon Web Services и Google.
Продукты SaaS также разнообразны: от сервисов потокового видео до инструментов IT-бизнес-аналитики. Существуют приложения SaaS для основных бизнес-приложений, таких как электронная почта, управление продажами, управление взаимоотношениями с клиентами (CRM), финансовое управление, управление человеческими ресурсами (HRM), выставление счетов и совместная работа. Корпоративные продукты SaaS для определенных отраслей, таких как страхование или медицина, известны как вертикальные продукты SaaS.
Продукты SaaS могут продаваться в основном на рынках B2B, B2C или на обоих рынках. Вот примеры популярных продуктов SaaS:
- Salesforce
- Приложения Google Workspace
- Microsoft 365
- HubSpot
- Trello
- Netflix
- Zoom
- Zendesk
- DocuSign
- Slack
- Adobe Creative Cloud
- Shopify
- Mailchimp
Цены на SaaS
Как правило, использование продукта SaaS более рентабельно, чем традиционная лицензия на программное обеспечение для корпоративного программного обеспечения, поскольку установка на оборудование не требуется. Поставщики SaaS обычно используют для клиентов одну из многих моделей ценообразования на основе подписки.
- Бесплатно или на основе рекламы. Услуга может быть бесплатной для пользователей, а поставщик SaaS получает доход за счет продажи рекламных площадей. В этой модели обычно есть возможность перейти на платный уровень без навязчивой рекламы.
- Фиксированный тариф. Клиентам предоставляется доступ к полному набору функций программного обеспечения за фиксированную ежемесячную или годовую абонентскую плату.
- На пользователя. Цена определяется количеством людей, которые будут использовать услугу по каждой подписке. Для каждого пользователя есть фиксированная цена.
- По уровням пользователей. Уровни ценообразования зависят от того, сколько активных пользователей может существовать в рамках одной подписки.
- Уровни хранения. Клиенты могут иметь бесплатный доступ к услуге, но должны будут заплатить за хранение, если они захотят продолжить использование продукта после прохождения бесплатного лимита.
- Оплата по мере использования или по факту использования. Чем больше клиентов пользуются услугой, тем больше им выставляется счет, и наоборот.
- На активного пользователя. Это включает аспекты стратегий «на пользователя» и «оплата по факту». С абонентов взимается плата за каждого пользователя, но только в том случае, если пользователь активно использовал службу сверх определенного порогового значения.
- Уровни на основе функций. Ценовые уровни определяются количеством функций, которые ищет подписчик. В этой модели сокращенные версии программного обеспечения с ограниченными функциями доступны по более низкой цене, чем уровень максимальной функциональности. Также могут существовать дополнительные уровни функций между минимальным и максимальным уровнями функциональности.
- Фримиум. Услуга обычно бесплатна для использования на начальном уровне. Однако обычно существуют функциональные ограничения, предназначенные для перехода клиентов на платный уровень.
Интернет-предприниматель, специалист по SEO и SMM, E-commerce, вебмастер, блогер.