У тех, кто использует собственный автомобиль для извлечения дохода (то есть, с коммерческими целями), в некоторых случаях может возникнуть вопрос: а нельзя ли начать зарабатывать на собственном автотранспорте, не находясь при этом за его рулем. Такое возможно – речь идет о том, как сдать машину в аренду под такси и сформировать для себя, таким образом, пассивный доход. И это весьма неплохой вариант эффективного использования такого капитала, как автомобиль, без того, чтобы трансформировать его в деньги. Расскажем об этом подробнее.

Можно ли сдавать машину в аренду

Да, любой гражданин (даже не имеющий водительских прав) имеет законную возможность сдавать собственное имущество (принадлежащее ему транспортное средство – далее ТС) в аренду третьим лицам без каких-либо ограничений и получать за пользование данным ТС определенное материальное возмещение. Другое дело, что если речь идет о коммерческой деятельности, то есть, о сдаче автомобиля в аренду, как о бизнесе, то с нее положено платить налоги, для чего требуется регистрация в качестве субъекта предпринимательской деятельности. И здесь существует целых 3 варианта:

1. Открытие ООО (с назначением себя в качестве 100% учредителя, Генерального директора и, если нет других альтернатив, то и главного бухгалтера в одном лице) и принятие на баланс образованного общества приобретенного автомобиля или нескольких

Это рабочий коммерческий вариант постановки бизнеса. Ваше ООО автоматически становится субъектом налогообложения, а корректно проводить налоговый учет вы сможете, если отдадите ведение всей бухгалтерии на аутсорсинг профильным компаниям (если конечно, у вас нет под рукой собственного квалифицированного бухгалтера, которому вы доверяете больше).

Данный формат (организация собственной автотранспортной компании именно в виде ООО) имеет один большой плюс. А именно – вы становитесь плательщиком НДС (если конечно, изначально не переходите на упрощенную систему налогообложения, чего делать не рекомендуется). Это выделяет вас из числа других контрагентов с точки зрения потенциальных клиентов-юридических лиц.

Дело в том, что пользование услугами частных (физических) лиц или организаций на упрощенной системе бухгалтерского учета (когда НДС не администрируется и не платится) чреват для ваших потенциальных клиентов-организаций (то есть, лиц юридических) переплатой данного налога, что делает сотрудничество с вами не совсем «радужным».

Все плательщики налога на добавленную стоимость обязаны вести его учет. Данный налог оборотный, то есть, требуется высчитывать не только начисляемую сумму (что делается относительно просто – данная величина НДС высчитывается от объема выручки), но и сумму налога к предъявлению (это НДС от фактуруемых затрат – тех, которые по закону могут уменьшать величину налога к оплате). Услуги такси (в пределах оговоренного в законе норматива) к таким видам расходов относятся, поэтому потенциальные заказчики при прочих равных условиях предпочтут иметь дело с вашей организацией – ведь на величину, выплачиваемую вам, они имеют законную возможность снизить объем выплачиваемого НДС.

Но самое главное – это перспективы развития. Если в последствии расширить свой бизнес и перейти к сдаче грузового автомобиля, то необходимость предъявлять НДС при работе с вашей организацией станет для клиентов насущной необходимостью, ибо такие транспортные услуги будут стоить уже дорого и переплата налога (в случае упрощенки) станет ощутимой.

Разумеется, на первых порах, когда бизнес строится исключительно на аренде машин под такси, тема НДС не так важна, но интенсивное развитие очень незаметно приведет к диверсификации предпринимательской деятельности, но тогда вам будет уже довольно тяжело провести юридическое переформатирование вашей фирмы.

Итак, вывод – открытие ООО на классической системе бухгалтерского учета (несмотря на большее количество административных сложностей) является наиболее перспективным вариантом регистрации такого бизнеса, как сдача машин в аренду.

2. Регистрация ИП

Заявляется, что регистрацию ИП можно провести в 1 день. Практика свидетельствует, что на самом деле, меньше, чем в 3 дня, уложиться крайне сложно. Однако игра все равно стоит свеч, так как в этом случае вы приобретаете легализованный официальный бизнеса (а сами становитесь предпринимателем).

Однако стоит помнить:

  • Регистрируясь в форме ИП, вы сразу же становитесь налоговым резидентом России на упрощенной системе ведения налогового учета.
  • Вы можете выбирать, как платить единый налог: с выручки (6% со всех поступлений на счет) или же 12% от величины валовой прибыли. В последнем случае придется вести администрирование ваших расходов, так как не все из них могут сокращать налогооблагаемую базу.
  • Скорей всего (особенно в случае выплаты налога с валовой прибыли) вам придется либо нанять бухгалтера, либо обратиться в профильное аутсорсинговое агентство.

Промежуточный вывод: ИП не могут вести классический налоговый учет с администрированием НДС, поэтому ваш бизнес в формате ИП для клиентов-юридических лиц будет потенциально менее интересен (в плане того, чтобы наладить с вами сотрудничество). Однако клиенты-физические лица не будут видеть никакой разницы (будете ли вы оформлены, как ООО или же ИП).

3. Регистрация в качестве самозанятого

Это новый для РФ статус. Однако такая регистрация уже сейчас действительна во всех ИФНС в стране, а в Москве вообще проходит эксперимент по налаживанию работы налоговых органов с самозанятыми (в плане наработки практики взаимодействия с данной категорией налогоплательщиков, администрирования их затрат и контроля уплаты налога – 3% с полученных доходов).

Преимущество здесь одно: регистрация в качестве самозанятого – процедура заявительная, так что достаточно будет просто прийти в районную ИФНС и заполнить бланк заявления.

Если вы не собираетесь заниматься непосредственно извозом, то получения лицензии не требуется!

Куда сдать машину в аренду

Для того, чтобы сразу отсечь экзотические и небезопасные варианты, куда можно сдать машину в аренду, следует сразу указать одно, единственно верное направление такого бизнеса для начинающих предпринимателей – это работа в такси. Суть бизнеса здесь проста: вы не занимаетесь извозом, но предлагаете воспользоваться на возмездных началах вашим транспортом тем, кто планируют сами работать в качестве водителей.

Что в данном случае будет привлекать к сотрудничеству с вами потенциальных водителей-арендаторов? Исключительно деньги. То есть, сумма, которую вы намерены требовать в качестве арендной платы, должна быть меньше той, которую с них потребует банк при предоставлении автомобиля в кредит. Однако здесь присутствует ряд нюансов, которые сделает сотрудничество таких клиентов с вами все равно выгодным:

  • Автокредитование предполагает некоторый первоначальный взнос. Например, 20%. Для тех, у кого денег нет совсем (но они держатся), однако, присутствует желание работать водителем такси, этот первоначальный взнос является непреодолимым барьером для входа в отрасль. В этом случае сдача машины им в аренду является для них безальтернативным вариантом для начала профессиональной деятельности.
  • Вы, как собственник авто, можете выступить в качестве финансового амортизатора, беря затраты на приобретение машины (и на выплату первого взноса) на себя. Взамен этого вы можете потребовать большей арендной платы (больше, чем ежемесячные платежи банку по автокредиту), которая, как мы увидим чуть далее, также не является обременительной.
  • Если у вас существуют «подвязки» с компаниями-агрегаторами, то преимуществом работы с вами для водителей будет автоматическое получение регистрации в таком агрегаторе (или даже во всех сразу) при аренде машины именно у вас. Несмотря на всю простоту регистрационного алгоритма, многие водители до сих пор теряются, когда имеют дело с данной формальностью.

Плюс к тому, у всех агрегаторов присутствует ценз по параметру качества автомобиля, с водителем которого может быть налажено сотрудничество. Если приобретенный вами автомобиль проходит по их ограничениям, то это серьезно повышает привлекательность вашего ТС, предоставляемого в аренду.

Кроме того, в качестве арендодателей может выступать и сама компания-агрегатор. Не секрет, что для расширения водительского контингента они сами предлагают гражданам с действительным водительским удостоверением, с опытом, но без ТС наладить сотрудничество с ними, установив на своем гаджете их приложение (и конечно же, предварительно арендовав у них предоставляемую ими машину).

То есть, схема выглядит так: вы, как субъект предпринимательской деятельности, сдаете свою машину в аренду агрегатору, а уже компания-агрегатор на условиях субаренды предоставляет ее в пользование сторонним водителям. Возможные варианты агрегаторов: Uber; GetTaxi; Яндекс.Такси; Maxim; СитиМобил и другие.

Как правильно сдать машину в аренду

Разумеется, начиная заниматься такой предпринимательской деятельностью, вы рассчитываете получать прибыль. Однако некорректная постановка дела способна привести к фатальным потерям прямо на старте и даже к разорению. Чтобы этого не произошло, настоятельно рекомендуется соблюдать некоторые правила. Итак, как правильно сдать машину в аренду:

  • Оборудуйте свою машину иммобилайзером с активным маячком, показывающим местоположение вашего ТС. Не пожалейте денег на договор с агентством, занимающимся отслеживанием автотранспортных средств. Эти затраты вы частично сможете переложить на арендаторов, зато основа вашего бизнеса – ТС – останется при вас.
  • Обязательно заключайте договоры страхования с компаниями, которые имеют проверенную на рынке вашего региона репутацию. Непременно потребуется КАСКО, но делайте побольше франшизу – например, $150. Помните: простой в течение нескольких месяцев в случае затяжки ремонта обойдется вам на порядок дороже собственных денег, потраченных на оперативное устранение повреждений.
  • С каждым претендентом – потенциальным арендатором следует проводить личные собеседования. Ваша задача – выявить, насколько серьезны у него намерения и не собирается ли этот человек банально украсть вашу машину для оперативного разбора на запчасти. Деньги по страховке вы, конечно, получите, но, во-первых, не сразу, а во-вторых, не в этом заключается бизнес-идея.

Если у вас самого отсутствует опыт заработка частным извозом, то можно пригласить в качестве консультанта человека, обладающего таким стажем. Как правило, глаз у него наметан – он сможет определить тех, кто не создаст вам проблем и тех, с кем лучше не связываться.

Общее пожелание – будьте осмотрительными и помните: бизнес-процессы требуют контроля.

Выгодно ли сдавать машины в аренду

Для того, чтобы определиться, выгодно ли сдавать машины в аренду, следует проанализировать своих конкурентов, так как никто не будет сотрудничать с вами, если у вас банально дороже.

Самым главным конкурентом для вас является весьма конкурентный рынок автокредитования.

«Поспорить» с ним у вас вряд ли получится (особенно, если у вас у самого машина взята в кредит). Но если вы самортизируете первоначальный взнос, а также предложите своим арендаторам какие-то дополнительные бонусы (вроде налаженного сотрудничества с агрегаторами и получения у них особых статусов), то ваша машина автоматически станет привлекательной.

Необходимо понимать, что другие арендодатели, в том числе, агрегаторы такси, как правило, сами арендуют у таких, как вы, или же приобретают машины по программам автокредитования. Вы в данном случае находитесь на «дне пищевой цепочки». У вас (после банка) цены будут самыми низкими (если конечно, учитывать фактор первоначального взноса). Кроме того, вы, как рациональный предприниматель наверняка будете отслеживать различные скидочные акции у дилеров, что также будет повышать рентабельность вашего бизнеса.

В целом, сдавать машину в аренду – это выгодно, но не запредельно (ориентировочный доход вы увидите ниже в примере бизнес-плана). Вполне очевидно, что рывка здесь не получится (вы изначально ограничены банковскими ставками и наличием конкурентов). Однако, если не предъявлять к данному бизнесу неоправданных требований по рентабельности, он в состоянии демонстрировать достаточно ровную доходность.

Пример бизнес-плана

Разумеется, настоящий бизнес-план выглядит намного более красочно, в нем, как правило, представлены графики, демонстрирующие динамику развития бизнеса не за один год и пр. Однако для того, чтобы базово ответить на вопрос, можно ли сдавать машину в аренду и получать при этом прибыль (и какую), достаточно более простых и непространных вычислений:

  • Средняя по стране ставка аренды на иномарки среднего класса – 500 рублей за смену (12 часов). В Москве такие цены доходят до 2000 рублей за смену.
  • При двухсменном графике владелец ТС вправе рассчитывать на 1000 рублей (в Москве – на 4–5 тысяч рублей).

Подразумевается, что водитель самостоятельно будет оплачивать бензин. Однако расходы на замену масла, а также покрышек уже ложатся на собственника, то есть, вас.

  • Услуги онлайн отслеживания автотранспортного средства сейчас доходят до 150 рублей в сутки (с учетом того, сколько нужно заплатить за годовой абонемент).
  • Взаимодействие с агрегаторами – бесплатно. (Это они, подчас, больше заинтересованы в вас, чем вы в них).
  • Договариваться нужно так, чтобы водитель также нес ответственность за наносимые машине повреждения (по его вине или нет). Например, стоит договориться об оплате расходов на ремонт в пределах страховой франшизы – 50/50. В бизнес-план, при этом, стоит заложить нормативную величину – 250–260 рублей в сутки.

Итого, в среднем «по больнице» имеем (в пересчете на сутки):

  • Выручка – 1000 рублей (минимум).
  • Контроль (отслеживание) ТС – 150 рублей.
  • Нормативный расход на ремонтные мероприятия в пределах франшизы – 260 рублей.

Валовая прибыль = 1000 – (150 + 260) = 590 рублей (в сутки с легкового автомобиля). Если машина в собственности – это ваша прибыль, с которой вы платите налоги. Если в кредите, то из получившихся 590–600 рублей следует вычесть еще и разнесенный на сутки платеж банку.

В целом такая деятельность, как сдать машину в аренду под такси, выглядит вполне ровной предпринимательской деятельностью!