Перед маркетологами и владельцами бизнеса рано или поздно встаёт вопрос об источниках трафика. Иначе как понять, эффективна рекламная кампания или нет? Самый простой способ — это настроить UTM-метки. О правилах их создания рассказываем в статье.
Что такое UTM-метка
UTM-метка — это элемент кода, который добавляется в ссылку самостоятельно или с помощью специальных сервисов — генераторов UTM-меток. Он помогает отслеживать, какая реклама приносит результат, а от какой можно отказаться, чтобы не тратить бюджет впустую.
Например, вы собираетесь сделать SMS-рассылку на два сегмента аудитории. Какое из объявлений будет работать? Понять это можно, если создать UTM-метки для каждой рассылки. Так вы узнаете, кто перешёл на сайт, сколько времени там провели клиенты, увидите долю отказов, процент конверсии и другие показатели.
UTM-метка помещается в конце целевой ссылки. Вот как она выглядит:
http://www.example.ru/article-title?utm_source=example&utm_medium=article&utm_campaign=discount
где:
http://www.example.ru/article-title — URL страницы (протокол + доменное имя + название статьи);
utm_source/medium/campaign — параметры UTM;
example, article, discount — значения UTM.
Связывает параметры вместе амперсанд (&). Помимо этого, в ссылке с UTM-меткой обязательно присутствует знак вопроса (?) после URL страницы.
Инструкция по созданию UTM-метки
Получить правильную UTM легче всего в компоновщиках, которые можно найти по запросу «Генераторы UTM-меток». Один из самых простых и удобных есть у Tilda, он и был использован при создании примера:
Разберём процесс формирования UTM-метки по шагам:
1. В поле «Адрес вашей страницы» вы вставляете URL, к которой хотите добавить UTM.
2. В поле «Источник трафика» можно выбрать как своё значение, так и предложенные сервисом. Во втором случае Tilda выведет подсказки по работе с выбранным источником и сама подставит некоторые значения.
3. Далее заполняем «Обязательные параметры».
utm_source показывает название площадки, с которой приходит пользователь. Это может быть любой сайт или поисковик: yandex, vk, instagram и т.д. В примере выше выбрано значение «example», то есть наш сайт.
utm_medium указывает на тип рекламы. Например, social — стандартное обозначение трафика из социальных сетей, а banner – медийной рекламы.
utm_campaign — название вашей кампании, которое задаётся произвольно. Главное, чтобы вы сами понимали, какую рекламу имеете в виду. Допустим, вы продаёте садовые инструменты. Вы написали статью, в которой рассказали о скидке при покупке ваших товаров в летний сезон. Параметр кампании можно записать как utm_campaign=discount или utm_campaign= instrumenty_dlya_sada.
4. Поля «Необязательные параметры» можно оставить свободными. Но при желании там вы уточняете характеристики рекламной кампании.
utm_content применяется, чтобы отличить объявления друг от друга при совпадении других параметров. Так, вы могли бы конкретизировать, что продаёте из всех садовых инструментов лопаты (utm_content=shovels или utm_content=lopaty).
utm_term помогает собрать данные по ключевым словам. Вы сможете проверить, по каким поисковым запросам приходили на ваш сайт.
5. Готовую ссылку с UTM-меткой вы увидите в поле «Результат». Её необходимо скопировать и вставить в ваше объявление.
Иногда ссылка получается длинной. Если вам важен каждый знак в рекламном тексте, здесь можно посмотреть список сервисов для сокращения ссылок. Там же вы найдёте ещё один наглядный пример формирования UTM-метки.
Правила добавления UTM
Иногда UTM-метка не работает как надо. К чему это может приводить:
- потенциальный клиент пытается перейти по ссылке, но вместо этого попадает на несуществующую страницу
В итоге он уходит с вашего сайта разочарованным, и вы рискуете потерять его лояльность. Или же из-за ошибок в UTM-метке вы не получаете целевых действий – покупок товара, регистраций на мероприятие, подписок на сайт.
- потенциальный клиент переходит по ссылке, но вместо нужной страницы попадает на другую
Такая проблема может возникнуть не из-за самой UTM, а из-за особенности формирования ссылки в генераторе или ошибок конкретно на вашем сайте. Но в любом случае и вы, и клиент остаётесь ни с чем.
- потенциальный клиент переходит по ссылке, но статистика не собирается
Пользователь выполняет целевые действия, но вы не можете их отследить, если в UTM не были заполнены нужные параметры. Или вы заполнили их неправильно, и теперь не понимаете, с какого источника приходит результат.
Хорошая новость в том, что всё это можно исправить. Придерживайтесь нескольких правил:
✔ заполняйте все обязательные параметры;
✔ используйте только латиницу;
✔ не пишите заглавные буквы;
✔ разделяйте слова внутри параметра нижним подчеркиванием или дефисом;
✔ установите на свой сайт систему аналитики (например, «Яндекс.Метрику»);
✔ проверьте перед публикацией, корректно ли работает ссылка.
Если вы уверены, что составили UTM правильно, но при переходе по ней получаете страницу 404, попробуйте создать метку ещё раз в другом генераторе.
UTM-метка — это эффективный инструмент для отслеживания рекламного трафика. Благодаря ему вы собираете детализацию по каналам, источникам и вашим кампаниям в одном месте и точно знаете, какие результаты приносят маркетинговые мероприятия.
Предприниматель с опытом в сфере франчайзинговых продаж, операций, маркетинга, переговоров по ценам, консалтинга и бухгалтерского учета.