Перед маркетологами и владельцами бизнеса рано или поздно встаёт вопрос об источниках трафика. Иначе как понять, эффективна рекламная кампания или нет? Самый простой способ — это настроить UTM-метки. О правилах их создания рассказываем в статье.

Что такое UTM-метка

UTM-метка — это элемент кода, который добавляется в ссылку самостоятельно или с помощью специальных сервисов — генераторов UTM-меток. Он помогает отслеживать, какая реклама приносит результат, а от какой можно отказаться, чтобы не тратить бюджет впустую.

Например, вы собираетесь сделать SMS-рассылку на два сегмента аудитории. Какое из объявлений будет работать? Понять это можно, если создать UTM-метки для каждой рассылки. Так вы узнаете, кто перешёл на сайт, сколько времени там провели клиенты, увидите долю отказов, процент конверсии и другие показатели.

UTM-метка помещается в конце целевой ссылки. Вот как она выглядит:

http://www.example.ru/article-title?utm_source=example&utm_medium=article&utm_campaign=discount

где:

http://www.example.ru/article-title — URL страницы (протокол + доменное имя + название статьи);

utm_source/medium/campaign — параметры UTM;

example, article, discount — значения UTM.

Связывает параметры вместе амперсанд (&). Помимо этого, в ссылке с UTM-меткой обязательно присутствует знак вопроса (?) после URL страницы.

Инструкция по созданию UTM-метки

Получить правильную UTM легче всего в компоновщиках, которые можно найти по запросу «Генераторы UTM-меток». Один из самых простых и удобных есть у Tilda, он и был использован при создании примера:

Как создать UTM-метку | Инструкция и правила добавления UTM-меток

Разберём процесс формирования UTM-метки по шагам:

1. В поле «Адрес вашей страницы» вы вставляете URL, к которой хотите добавить UTM.

2. В поле «Источник трафика» можно выбрать как своё значение, так и предложенные сервисом. Во втором случае Tilda выведет подсказки по работе с выбранным источником и сама подставит некоторые значения.

3. Далее заполняем «Обязательные параметры».

utm_source показывает название площадки, с которой приходит пользователь. Это может быть любой сайт или поисковик: yandex, vk, instagram и т.д. В примере выше выбрано значение «example», то есть наш сайт.

utm_medium указывает на тип рекламы. Например, social — стандартное обозначение трафика из социальных сетей, а banner – медийной рекламы.

utm_campaign — название вашей кампании, которое задаётся произвольно. Главное, чтобы вы сами понимали, какую рекламу имеете в виду. Допустим, вы продаёте садовые инструменты. Вы написали статью, в которой рассказали о скидке при покупке ваших товаров в летний сезон. Параметр кампании можно записать как utm_campaign=discount или utm_campaign= instrumenty_dlya_sada.

4. Поля «Необязательные параметры» можно оставить свободными. Но при желании там вы уточняете характеристики рекламной кампании.

utm_content применяется, чтобы отличить объявления друг от друга при совпадении других параметров. Так, вы могли бы конкретизировать, что продаёте из всех садовых инструментов лопаты (utm_content=shovels или utm_content=lopaty).

utm_term помогает собрать данные по ключевым словам. Вы сможете проверить, по каким поисковым запросам приходили на ваш сайт.

5. Готовую ссылку с UTM-меткой вы увидите в поле «Результат». Её необходимо скопировать и вставить в ваше объявление.

Иногда ссылка получается длинной. Если вам важен каждый знак в рекламном тексте, здесь можно посмотреть список сервисов для сокращения ссылок. Там же вы найдёте ещё один наглядный пример формирования UTM-метки.

Правила добавления UTM

Иногда UTM-метка не работает как надо. К чему это может приводить:

  • потенциальный клиент пытается перейти по ссылке, но вместо этого попадает на несуществующую страницу

В итоге он уходит с вашего сайта разочарованным, и вы рискуете потерять его лояльность. Или же из-за ошибок в UTM-метке вы не получаете целевых действий – покупок товара, регистраций на мероприятие, подписок на сайт.

  • потенциальный клиент переходит по ссылке, но вместо нужной страницы попадает на другую

Такая проблема может возникнуть не из-за самой UTM, а из-за особенности формирования ссылки в генераторе или ошибок конкретно на вашем сайте. Но в любом случае и вы, и клиент остаётесь ни с чем.

  • потенциальный клиент переходит по ссылке, но статистика не собирается

Пользователь выполняет целевые действия, но вы не можете их отследить, если в UTM не были заполнены нужные параметры. Или вы заполнили их неправильно, и теперь не понимаете, с какого источника приходит результат.

Хорошая новость в том, что всё это можно исправить. Придерживайтесь нескольких правил:

✔ заполняйте все обязательные параметры;

✔ используйте только латиницу;

✔ не пишите заглавные буквы;

✔ разделяйте слова внутри параметра нижним подчеркиванием или дефисом;

✔ установите на свой сайт систему аналитики (например, «Яндекс.Метрику»);

✔ проверьте перед публикацией, корректно ли работает ссылка.

Если вы уверены, что составили UTM правильно, но при переходе по ней получаете страницу 404, попробуйте создать метку ещё раз в другом генераторе.

UTM-метка — это эффективный инструмент для отслеживания рекламного трафика. Благодаря ему вы собираете детализацию по каналам, источникам и вашим кампаниям в одном месте и точно знаете, какие результаты приносят маркетинговые мероприятия.