Если вы никогда не сталкивались с эффектом хлыста (эффектом кнута), считайте, что вам повезло.

Это может привести к проблемам с удовлетворением потребительского спроса, недополучению прибыли и навредить вашим отношениям с поставщиками. Большая часть проблемы возникает из-за отсутствия понимания того, как спрос и предложение влияют на ваш процесс управления запасами.

Продолжайте читать, чтобы узнать больше об эффекте хлыста в цепях поставок, некоторых причинах и о том, как его избежать или ограничить.

Что такое эффект хлыста?

Эффект хлыста – это явление, при котором изменения спроса в конце цепочки поставок приводят к колебаниям запасов по всей цепочке. Как правило, небольшие колебания спроса на уровне покупателя или продавца отражаются вверх по цепочке, вызывая большие расхождения.

Это, в свою очередь, приводит к тому, что на каждом уровне цепочки закупается слишком много или недостаточно расходных материалов. Эти товары часто оказываются мертвыми, задерживаются или нуждаются в значительном снижении цен, чтобы избежать полной потери.

Эффект хлыста в цепях поставок

Пример эффекта хлыста

Если все это звучит немного запутанно, давайте разберемся с этим с помощью пары примеров.

Допустим, вы оптовый продавец продуктов питания, который регулярно продает покупателю 1000 банок кильки каждую неделю. Затем этот клиент заказывает в два раза больше банок кильки, чем обычно. Вы предполагаете, что спрос растет, и покупаете 2000 банок, чтобы убедиться, что у вас не закончится этот товар. Видя, что ваши закупки увеличились, ваш поставщик может также увеличить запасы банок кильки, что еще больше усугубит проблему.

На другом конце спектра вы можете столкнуться с проблемами из-за недостатка продуктов. Допустим, в приведенном выше сценарии вы не увеличили количество покупаемых банок кильки. Однако спрос со стороны покупателей продолжал расти. Вы сразу же столкнетесь с проблемой, удовлетворяющей спрос. Затем вы размещаете более крупный заказ у своего поставщика, который также не может удовлетворить спрос, что приводит к дефициту банок кильки.

Хотя это значительно упрощенные примеры, вы можете видеть, как чрезмерная реакция на колебания спроса может вызвать проблемы во всей цепочке поставок.

Причины эффекта хлыста

Существует ряд причин эффекта хлыста в цепях поставок. Отсутствие надлежащего прогнозирования изменений потребительского спроса, сроков доставки и отслеживания запасов часто являются основными факторами.

Вот наиболее частые причины эффекта хлыста:

Проблемы со сроком выполнения заказа

Время выполнения заказа является одним из наиболее важных аспектов управления запасами и напрямую влияет на вашу способность удовлетворять потребности клиентов. Расчет времени выполнения заказа и соответствующее планирование гарантирует, что вы избежите потерь и сможете выполнять заказы. Однако, если где-то в цепочке поставок возникает проблема, время выполнения заказа увеличивается для каждого оставшегося шага. Это затрудняет удовлетворение потребительского спроса и вызывает большие колебания уровня запасов.

Отсутствие обмена информацией

Одна из наиболее частых причин эффекта хлыста – отсутствие обмена информацией как внутри компании, так и по всей цепочке поставок. Обмен информацией об изменениях спроса, проблемах с производством и предстоящих продажах является ключом к предотвращению проблем. Это особенно важно, если вас интересует, что такое 3PL или дропшиппинг для фулфилмента электронной коммерции. Там ваша способность выполнять заказы полностью зависит от поддержания хорошего потока информации.

Неверные прогнозы спроса

Прогнозирование спроса сложно и требует установки и анализа широкого диапазона ключевых показателей инвентаризации KPI и KPI электронной коммерции. Любые ошибки могут привести к неточному прогнозу. Это, в свою очередь, приводит к неспособности удовлетворить спрос или слишком большому количеству залежалого товара. Также существует множество внешних факторов, которые могут сделать ваш прогноз неверным. Ключевым моментом является регулярное проведение инвентаризационного аудита, анализ и обновление вашего прогноза.

Слишком много скидок и акций

Другая проблема, которая обычно вызывает эффект хлыста – это слишком много рекламных акций или чрезмерное использование скидок. Это связано с тем, что они нарушают более широкие тенденции спроса и затрудняют прогнозирование. Поставщики привыкают выполнять заказы с высокой скоростью, и это может быстро стать проблемой, когда продажи заканчиваются и сезонные тенденции возвращаются.

Если вы регулярно сталкиваетесь с проблемами с избытком запасов, попробуйте вместо этого комплектовать товар. Это позволяет вам продавать неэффективные товары, объединяя их с лучшими товарами. Наценка выше, и вы не повлияете на цепочку поставок.

Как избежать эффекта хлыста

Поскольку эффект хлыста может вызвать очень много проблем с управлением запасами, ключевым моментом является умение минимизировать эффект хлыста. Хотя есть некоторые причины, на которые нельзя повлиять, вы можете ограничить вероятность того, что причиной является ваш бизнес.

Вот пять шагов, которые вы можете предпринять, чтобы минимизировать эффект хлыста:

Используйте программное обеспечение для управления запасами

Правильное управление запасами и заказами во многом помогает избежать проблем с эффектом хлыста. Лучше всего это делать с помощью программного обеспечения, которое может отслеживать уровни запасов, потоки товаров и заказы в режиме реального времени, например, с помощью OMS. Оно предоставляет вам полезные данные и детальное представление о вашей способности удовлетворить спрос. Более того, оно может помочь вам установить номинальный уровень, рассчитать оптимальные точки повторного заказа и избежать траты денег на хранение избыточных запасов.

Ограничьте свои рекламные акции и продажи

Многие компании считают, что для увеличения спроса им следует часто проводить рекламные акции. Этот метод продаж опасен во многих отношениях и может легко привести к убыткам как для бизнеса, так и на каждом этапе цепочки поставок. Старайтесь использовать периоды продаж только по мере необходимости, чтобы оправдать ожидания клиентов. Вместо этого сосредоточьтесь на дополнительных продажах и кросс-продажах, чтобы увеличить среднюю стоимость заказа и устойчиво увеличивать продажи.

Оптимизация цепочки поставок

Когда ваша цепочка поставок становится перегруженной слишком большим количеством поставщиков и движущихся частей, становится легче ошибиться. Постарайтесь сократить свою цепочку поставок и оптимизировать процессы заказа, чтобы ограничить этот риск. Это также значительно упрощает поддержание отношений и быстрый обмен информацией.

Улучшение планирования заказов

Невоспетый герой управления запасами – планирование заказов. Соберите как можно больше данных об уровнях запасов и тенденциях спроса, чтобы заказать оптимальное количество каждого продукта. Вы также должны учитывать любой необходимый страховой запас и любые предстоящие продажи или сезонные изменения спроса. Использование программного обеспечения для планирования спроса – отличный способ оптимизировать планирование вашего заказа.

Оптимизируйте свой минимальный объем заказа (MOQ)

Установка минимального объема заказа – хороший способ избежать потери товаров при доставке. Однако старайтесь избегать дополнения MOQ оптовыми скидками, поскольку это может привлечь клиентов, которые заказывают больше, чем вы можете обработать. Это может вызвать большие раздоры в вашей команде по выполнению заказов и вызвать резкие сдвиги в уровнях вашего инвентаря.

Приведите свой инвентарь в форму

Эффект хлыста – неудачный результат плохого управления цепочкой поставок и прогнозирования спроса. Следуя нашим советам, приведенным выше, и оставаясь в курсе последних тенденций, вы можете избежать неприятностей.