Стейкхолдер – это человек, группа или организация, имеющие свой интерес, или долю, в принятии решений и деятельности предприятия, организации или проекта. Стейкхолдеры могут быть членами организации, в которой они заинтересованы, или не иметь официальной принадлежности. Стейкхолдеры могут оказывать прямое или косвенное влияние на деятельность или проекты организации. Их поддержка часто необходима для успеха бизнеса и проекта.

ISO 26000 Международной организации по стандартизации – это набор международных стандартов по корпоративной социальной ответственности. Он предлагает следующие критерии для определения стейкхолдера:

  • Организация имеет юридические обязательства перед стейкхолдерами.
  • Решения организации могут оказать на них положительное или отрицательное влияние.
  • Они могут выражать озабоченность и участвовать в деятельности организации.

Исходя из этого критерия, к стейкхолдерам часто относят клиентов, сотрудников, инвесторов, поставщиков, советы директоров, членов сообщества и организаций, а также государственные структуры. Капитализм стейкхолдеров – это система, в которой организация отдает приоритет интересам стейкхолдеров.

Термин «стейкхолдер» уходит корнями в лошадиные скачки. Скачки со ставками – это скачки, в которых призовой фонд формируется из вступительных взносов, которые владельцы лошадей платят за участие в скачках. Вступительный взнос называется ставкой, что является синонимом термина «риск». Физическое или юридическое лицо, которое берет на себя заботу о вступительных взносах до получения призовых денег, называется стейкхолдером. Традиционно стейкхолдер не имеет финансовой заинтересованности в исходе скачек.

Типы стейкхолдеров

Стейкхолдеры могут иметь самые разные связи с организацией или проектом. К наиболее распространенным типам стейкхолдеров относятся следующие:

  • Клиенты обычно ожидают от организации ценной продукции.
  • Сотрудники часто являются стейкхолдерами проекта, которые хотят внести свой вклад в проект, связанный с их работой.
  • Собственники обеспечивают организацию собственными средствами и капиталом и несут ответственность за достижение целей организации.
  • Инвесторы – это акционеры, которые вкладывают деньги в организации в обмен на финансовую прибыль и часто получают регулярную финансовую отчетность по компаниям, в которые они вкладывают деньги, а также право голоса при принятии важных решений.
  • Кредиторы, такие как банки и держатели облигаций, предоставляют организации деньги взаймы с выплатой процентов.
  • Поставщики, которые поставляют материалы и продукцию организациям и заинтересованы в их бизнесе и проектах, которые они реализуют.
  • Сообщества заинтересованы в том, чтобы бизнес был здоровым, безопасным и полезным для местной экономики. Предприятия создают рабочие места и бизнес для местных сообществ. Экология, устойчивое развитие и управление (ESG) становятся все более важными ценностями для потребителей и инвесторов.
  • Правительства собирают налоги с компаний и их сотрудников.

Внутренние и внешние стейкхолдеры

Стейкхолдеров часто делят на две основные группы: внутренние стейкхолдеры и внешние стейкхолдеры.

Внутренние стейкхолдеры

Внутренние стейкхолдеры – это те сотрудники компании, чьи интересы связаны с непосредственным трудоустройством, владением или инвестициями. К внутренним стейкхолдерам компании или проекта могут относиться сотрудники, руководители проектов, советы директоров, доноры и инвесторы. Этих людей часто называют основными или ключевыми стейкхолдерами, поскольку они напрямую заинтересованы в успехе компании или проекта и играют в нем важную роль.

Внешние стейкхолдеры

Внешние стейкхолдеры – это те, кто находится за пределами компании и на кого косвенно влияют ее решения и результаты. К внешним стейкхолдерам относятся клиенты, поставщики, государственные органы, кредиторы, профсоюзы и общественные группы. Этих людей также называют вторичными стейкхолдерами, поскольку их участие в компании или проекте зачастую носит скорее представительский, чем прямой характер.

Примеры стейкхолдеров

Стейкхолдеры существуют в разных отраслях. Например, в здравоохранении стейкхолдеры – это те, кто непосредственно заинтересован в предоставляемых медицинских услугах и принимаемых в связи с ними решениях. К ним относятся врачи, медсестры и другие медицинские работники; больницы, клиники и поставщики медицинских услуг; поставщики информационных технологий, медицинского оборудования и других товаров для здравоохранения; органы управления; некоммерческие организации; а также пациенты.

Другой пример – стейкхолдер в юридическом процессе. В этом случае стейкхолдер – это человек или группа, временно владеющие деньгами или имуществом, пока их владелец определяется в суде.

В проектной деятельности стейкхолдеры – это люди, которые оказывают непосредственное влияние на успешность проекта. К ним относятся следующие:

  • клиенты, чье удовлетворение продуктом или проектом является конечной целью плана проекта;
  • менеджеры проекта, которые управляют и руководят проектом;
  • спонсоры проекта, которые финансируют проект; и
  • члены проектной команды – сотрудники, выполняющие проект.

Стейкхолдеры и акционеры – в чем разница?

Акционеры – это заинтересованные стороны, которые финансово вкладываются в организацию. В то время как стейкхолдеры заинтересованы в общих результатах деятельности компании, акционеры заинтересованы в результатах деятельности компании или в возврате инвестиций.

Инвестиции акционера помогают финансировать организацию и ее деятельность. В зависимости от размера инвестиций акционеры иногда могут оказывать большее влияние на организацию и ее проекты, чем стейкхолдеры. Инвестиции могут предоставлять акционерам право на регулярное получение финансовой информации об организации и участие в принятии деловых решений.

Как управлять стейкхолдерами

В книге 1984 года «Стратегический менеджмент: подход заинтересованных сторон» Р. Эдвард Фримен подчеркнул идею о том, что бизнес – это система, построенная на взаимоотношениях, и ни одна из частей системы не может рассматриваться как изолированный объект. Теория стейкхолдеров Фримена – это организационная модель управления, основанная на взаимоотношениях. Ее заслуга в том, что она помогла поднять общественное сознание в бизнесе в отношении ценности этичного отношения к стейкхолдерам.

В своей статье 1983 года «Акционеры и стейкхолдеры: Новая перспектива корпоративного управления» Р. Эдвард Фримен и Дэвид Л. Рид предположили, что для успеха бизнеса он должен создавать стоимость или быть движущей силой стоимости для владельцев или акционеров. Они также заявили, что бизнес должен создавать ценность для стейкхолдеров, которые не имеют прямой финансовой заинтересованности в успехе компании, но без их помощи бизнес не смог бы существовать. Согласно анализу Фримена и Рида, задача предпринимателя – выяснить, кто является стейкхолдерами, и определить, где их интересы пересекаются с интересами акционеров.

Сегодня ключевыми компонентами управления стейкхолдерами являются анализ, определение приоритетов и вовлечение.

Анализ стейкхолдеров

Этот анализ начинается с выявления и ранжирования основных стейкхолдеров проекта. После того как стейкхолдеры определены, анализ стейкхолдеров взвешивает требования и влияние этих сторон, а затем определяет, какие из них с наибольшей вероятностью повлияют на действия компании или будут подвержены влиянию. Эта информация используется для принятия более взвешенных и эффективных бизнес-решений.

Анализ стейкхолдеров является центральной частью управления стейкхолдерами, которое представляет собой процесс, изучающий различные мотивы и интересы стейкхолдеров с целью установления позитивных отношений. При проведении анализа стейкхолдеров необходимо учитывать как внутренние, так и внешние стейкхолдеры.

Расставьте приоритеты среди основных стейкхолдеров

В проектах часто участвуют несколько основных стейкхолдеров с различными интересами и ценностями. После того как организация или проект определили и проранжировали стейкхолдеров, они часто определяют, на каком этапе следует расставить приоритеты и наладить взаимодействие с этими заинтересованными сторонами. Например, инвесторам уделяется первоочередное внимание в начале проекта, чтобы добиться их инвестиций. Они также могут получать отчеты о состоянии дел через определенные промежутки времени. В отличие от этого, лучшие практики управления проектами рекомендуют более регулярно привлекать членов проектной команды по мере реализации проекта.

Вовлечение стейкхолдеров

Успешная стратегия управления стейкхолдерами зависит от активного и продуктивного взаимодействия с ними. Это предполагает проактивное взаимодействие со стейкхолдерами на различных этапах проекта. Ключевой частью такого взаимодействия является изучение и удовлетворение ожиданий и целей стейкхолдеров. Организациям следует документировать их интересы, последовательно поддерживать с ними связь с помощью плана коммуникаций и предоставлять им отчеты о состоянии дел.