Как получить лицензию на такси в Москве?

Времена анархии в сфере таксомоторных перевозок планомерно уходят в прошлое. Сейчас уже весьма трудно поймать машину, просто подняв руку – гораздо эффективнее будет вызвать машину через приложение в смартфоне. А вместе с порядком в отрасль приходит и закон. В частности, чтобы заниматься деятельностью по осуществлению перевозок пассажиров и багажа водителям требуется предварительное оформление разрешительного документа – лицензии. Как получить лицензию на такси в Москве и чем грозит ее отсутствие, расскажем на страницах этого обзора.

Как получить лицензию на такси в Москве?

Что будет, если не получать лицензию на частный извоз

Закон №69-ФЗ гласит, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа без лицензии, чревата наложением следующих штрафных санкций (согласно статье 9 указанного закона):

  • на граждан-физических лиц – от 2 до 2,5 тыс. рублей;
  • на должностных лиц – от 4 до 5 тыс. рублей;
  • на лиц юридических – от 40 до 50 тыс. рублей.

Сотрудники ГИБДД могут наложить штраф на водителя, занимающегося коммерческим извозом, даже в том случае, если лицензия у него вообще присутствует, но при себе не имеется. (Это как с правами: забыл, потерял – если при себе не имеются, значит, извольте штрафные санкции нести).

В регионах РФ в данном случае «положен» штраф в размере 5 тыс. рублей. В Москве же практикуются более суровые меры – от 10 тыс. рублей.

Кроме того, согласно ст. 14.1. Кодекса об административных правонарушениях на сумму до 5 тыс. рублей штрафуют за применение опознавательных знаков такси (шашечек) без соответствующего разрешения (лицензии). И это только первичные штрафы. В случае повторной поимки за езду без лицензии штраф уже составит от 30 тыс. рублей!

Конечно, здесь многое зависит от удачливости водителя: кто-то может всю жизнь ездить без документов и ни разу не попасться, но современные способы проверок становятся все более изощренными и эффективными (от облав до контрольных закупок), поэтому шансов «пройти незамеченным» остается все меньше.

Кроме того, оформлять лицензию на работу в сфере частных перевозок водителей заставляют требования агрегаторов такси. Без официального документа водителю практически невозможно получить статус партнера и установить действующее приложение на свое электронное устройство. Это самая большая «штрафная санкция», которую накладывают экономические реалии на нелегалов.

И выход здесь только один – искать посредника, то есть, юридическое лицо (таксопарк), который согласится принять водителя с собственным транспортом на работу (то есть, официально устроить в штат), и за определенный процент от выручки такого сотрудника предоставить ему доступ к агрегаторам. Далеко не факт, что это будет стоить дешевле, чем разовые траты на получение лицензии. Впрочем, ситуация в России от региона к региону сильно отличается и каждому водителю в своем регионе следует ориентироваться по обстоятельствам.

Кто может оформить лицензию на частный извоз и сколько это стоит

Получить лицензию на такси можно только на ИП и на юридическое лицо. То есть, при получении данного документа речь идет, прежде всего о том, что соискатель уже должен быть зарегистрированным субъектом, платящим налоги в бюджеты всех уровней. Это первая и самая дорогостоящая часть лицензии на работу. Стоит помнить об этом, когда принимаете решение о начале процедуры лицензирования.

Однако сейчас появилась новая категория субъектов хозяйственной деятельности – самозанятые, которым усиленно предлагается зарегистрироваться. На территории Москвы и области действует эксперимент по «втягиванию самостоятельно занятых категорий граждан в экономический оборот страны». И именно в Москве на сегодняшний день получить лицензию на частный коммерческий извоз могут даже физические лица, ставшие на учет в качестве самозанятых.

Сама лицензия официально выдается бесплатно, но все зависит от того, что именно подразумевать под термином «получение». К примеру, требуется уплатить государственную пошлину, что вполне попадает под категорию «стоимости». А вообще, цены здесь следующие:

  • Пошлина за оформление самого лицензионного разрешения – от 3 до 5 тыс. рублей в регионах РФ и 10 тыс. рублей – в Москве (срок выдачи при этом составляет от 7 до 21 рабочего дня);
  • Срочное оформление лицензии и получение государственного номера такси желтого цвета – от 10 до 15 тыс. в регионах и до 140 тыс. рублей – в столице (московский эксперимент явно имеет популярность у таксистов – в данном случае срок сокращается до 3 календарных дней).

Наконец, третья часть стоимости всей лицензионной процедуры – расходы на оборудование и окраску автомобиля:

  • монтаж официального таксометра – 10 тыс. рублей;
  • шахматная разметка – от 5 тыс. рублей (в зависимости от региона);
  • полная окраска машины в желтый цвет (или же ее оклейка) – до 13 тыс. рублей;
  • монтаж рации – до 50 тыс. рублей в зависимости от региона и выбранной модели.

Однако данные дополнительные услуги обязательными не являются и могут приобретаться по желанию. В отличие от контрольно-кассовой техники:

  • Для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц требуется установка кассового аппарата (до 25 тыс. рублей), а также бланки выписки квитанций.
  • Для физических лиц (то есть, не ИП и не юридических лиц – самозанятых) требуется простой чековый аппарат (так как собственные бланки на оказываемые услуги самозанятые выписывать не могут).

Как получить лицензию такси в Москве самостоятельно

Попробуем выделить нюансы получения лицензии своими силами и разобрать их подробнее.

Требования, предъявляемые для транспортного средства

В 2019 году в Москве вступили в силу обязательные требования, предъявляемые к автомобилям, занятым в такси. Теперь они должны:

  • иметь прикрепленный к крыше маячок с шашечками черного цвета;
  • иметь обязательную желтую окраску или оклейку.

Получить лицензию на такси не желтого цвета можно, но только с разрешения Департамента транспорта РФ в своем районе. В данном случае в Департамент требуется предоставить следующие документы:

  • заявление;
  • копия паспорта (страница с фотографией и страница с регистрацией);
  • копия свидетельства ПТС;
  • оригинал и копия документа, подтверждающего права собственности на автотранспортное средство (в случае, если управление автомобилем осуществляется по доверенности – копию доверенности);
  • квитанция на оплату государственной пошлины;
  • если заявитель – юридическое лицо или же ИП, то требуется еще предоставить копию свидетельства ОГРН.

Кроме того, автомобиль должен:

  • Иметь пройденный (то есть, действующий) техосмотр. В случае получения лицензии его нужно проходить каждые полгода, поэтому лучше сразу заключить рамочный договор на прохождение техосмотра и копию данного документа также приложить включить в перечень;
  • Иметь действующий датчик ГЛОНАС;
  • Иметь исправный таксометр;
  • Наличие шашечек с двух бортов машины (разрешение на их отсутствие также дает Департамент транспорта РФ по региону);
  • Иметь действующую рацию (для связи с диспетчером) или же быть оборудованным выходом в интернет;
  • Иметь действующий договор ОСАГО;
  • Иметь возраст, не старше 5 лет с даты выпуска – для машин отечественного производства и не старше 8 лет – для иномарок.

Никаких ограничений по грузоподъемности автотранспортного средства или же относительно его производителя закон не выставляет.

Кроме того, внутри салона должна присутствовать следующая информация (агрегированная на карточке, находящейся на видном месте в салоне):

  • ФИО водителя и полное или краткое наименование ИП или юридического лица таксомоторного предприятия;
  • фотокарточка водителя;
  • наименование, адрес и телефоны органа, обеспечивающего контроль за обеспечением качества и безопасности перевозок пассажиров и багажа.

Какие документы для оформления лицензии потребуются индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам

Помимо документов на машину (копия свидетельства о регистрации автотранспортного средства, а также копия ПТС) в региональный Департамент по транспорту РФ индивидуальные предприниматели обязаны предоставить:

  • Копию документа, удостоверяющего личность. Возможно, что это будет не только общегражданский паспорт, но и заграничный паспорт другого государства. Только в последнем случае нужно будет также приложить либо копию патента, либо разрешение на работу на территории РФ;
  • Копия свидетельства ОГРН для ИП;
  • Копия свидетельства ИНН;
  • Требуется предоставить правоустанавливающий документ на машину (договор купли-продажи; кредитный договор или же договор лизинга). Копия данного документа должна быть заверена нотариально;
  • Если водитель пользуется автомобилем по доверенности, то следует представить и нотариально заверенную копию доверенности.

Подавать документы можно через интернет-портал Департамента транспорта РФ, то есть, в данном случае нужно будет загружать скан-копии указанных документов (хорошего качества). Однако нужно помнить, что максимальный допустимый размер одного файла не должен превышать 5 Мб.

Где получить лицензию на такси в Москве

Региональный Департамент транспорта РФ в Москве имеет полное название «Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы». Эффективнее и удобнее всего подавать документы через личный кабинет на портале mos.ru, для чего нужно сперва качественно отсканировать их все по списку.

После того, как вы составите заявление, прикрепите к нему все файлы и нажмете «Отправить», в вашем кабинете будет отражаться статус рассмотрения вашего заявления. Когда Департамент рассмотрит ваши документы, поступит уведомление, куда можно прийти за лицензией.

Данный документ действует в течение пяти лет с даты выдачи, а получить его нужно не позже, чем через 40 суток с даты получения уведомления о его готовности (иначе оно будет аннулировано). Явиться за лицензией можно самостоятельно, либо же снабдить нотариальной доверенностью на получение документа третье лицо (в том числе, доверенностью от ИП или юридического лица, если лицензия выдавалась на них).

В случае, если красить собственное авто в желтый цвет не хочется, то рекомендуется совместить подачу документов на лицензию с подачей заявления на получение разрешения оставить заводскую окраску.

Резюме

Оценивая экономическую эффективность процесса получения лицензии и работы под «крышей» таксомоторных диспетчерских нужно сравнивать, сколько вы будете платить налогов с тем, какой процент потребуют от вас диспетчерские. И еще один момент: перед тем, как получить лицензию на такси в Москве, следует учесть, что, предоставив свои данные в качестве субъекта предпринимательской деятельности (в том числе, в качестве самозанятого) в государственную информационную систему, вы останетесь там навсегда…