Строительные компании, деятельность которых связана с сегментом дорожных работ, возведением путепроводов и мостов, составляют в России отдельный отраслевой сегмент. Для него характерны высокие темпы развития и большие долгосрочные перспективы. В то же время к таким компаниям предъявляются серьезные требования. Это связано с планами Правительства России и потребностями регионов в благоустройстве имеющихся территорий и освоении новых.

Наиболее строгие требования предъявляются к качеству и срокам выполнения работ. Согласно данным Минтранса, в 2019 г. на строительство новых дорог планируется выделить порядка 824 миллиардов рублей. В 2020 г. Правительство РФ может заложить на развитие дорожной инфраструктуры 845 миллиардов, в 2021 – уже 918 миллиардов. При этом почти 100% всех проектов в этой сфере реализуется на тендерной основе. С одной стороны, это оправдано: есть заказы – для них находятся исполнители. Однако, как в таких условиях строительная компания может остаться конкурентоспособной и «забирать» в свой портфель лучшие заказы?

Консалтинговая компания «Резиденс» и ее гендиректор Эмад Салех досконально знают специфику и трудности этого сегмента рынка – именно из дорожно-строительной сферы в компанию поступает большое количество заказов. Их специфика самая разная: анализ условий тендеров, технологий и инновационных решений (в том числе и на иностранных рынках), оценка условий госзаказов, консалтинг в кадровой сфере, анализ и выработка рекомендаций по вопросам выбора субподрядчиков, мониторинг требований и условий по различным регионам.

Несколько лет назад, когда в Крыму, Подмосковье, Центральном федеральном округе и на Дальнем Востоке было заложено сразу несколько «строек века», в компанию «Резиденс» стали поступать обращения представителей строительного рынка, которым требовалась бизнес-информация и помощь в оценке и выборе проектов, соответствующих внутренним ресурсам и условиям работ той или иной компании. Большой объем работы здесь был выполнен подразделениями УК «Резиденс»: юридической, маркетинговой, HR, IT службой, а также службой организационного развития. К исполнению поступающих заказов и подготовке аналитических заключений также привлекались бизнес-аналитики, компетентные специалисты в области финансового консалтинга, сочетающие большой уровень знаний и многолетний опыт работы.

В результате заказчики получали объемные отчеты, объективные бизнес-оценки, практические рекомендации. Впоследствии эксперты УК «Резиденс» под контролем и руководством Эмада Салех контролировали достижение клиентами необходимых результатов и осуществляли консультативное сопровождение деятельности строительных компаний в процессе выполнения полученных проектов.

В этом году по-прежнему сохраняется потребность таких клиентов УК «Резиденс» в получении актуальной информации и сопровождении деятельности – особенно по вопросам подбора тендеров и выбора ниш.

Расчеты по проектам, включая составление бизнес-планов, осуществляются с учетом возможной экспансии компаний-клиентов в новые регионы, возможности комплексного выполнения строительных задач, выбора поставщиков необходимых материалов (песок, щебень и т.д.). Также расчеты включают оценку окупаемости и доходности каждого проекта.

Отдельно следует отметить проекты, по которым консультативную помощь оказывают специалисты УК «Резиденс» в сфере диверсификации заказов и стандартизации работ. В частности, компании, специализирующиеся на прокладке дорожного полотна, зачастую способны проводить работы по прокладке инженерных коммуникаций и строительству дополнительных объектов по ходу трассы. Компании среднего уровня в этом случае при получении генподряда на комплекс работ прописывают в тендерной документации всех лицензированных субподрядчиков, специализирующихся на работах узкого профиля. В результате выгоду получает и Заказчик со стороны государства либо административных органов, и Исполнитель. Выгоды последнего заключаются в возможности получить больший объем работы и в результате повысить свой рейтинг до генподрядчика.

Примером является строительство трассы «Таврида». Работы по этому проекту осуществляли один генеральный подрядчик и 87 субподрядчиков – компаний из сферы среднего и малого бизнеса. На строительстве трассы задействованы три тысячи сотрудников компании-генподрядчика, а с учетом субподрядчиков численность работников увеличивается уже до пяти тысяч.

Стандарты, в соответствии с которыми создаются дорожное покрытие, коммуникации, инженерные сооружения и проводятся изыскательные работы, по каждому проекту существенно отличаются. В связи с этим аналитическо-консультативное сопровождение строительных проектов приобретает особое значение.

Однако важно не просто выполнять мониторинг тендеров от государственных и коммерческих и подавать заявки на участие в конкурсе. Важно не перенасытить свой портфель заказами разной сложности и удаленности. Нужно соблюдать баланс ресурсов, доходности и выполнение стратегических целей компании. Для этого строительным организациям рекомендуется обращаться за консультацией к профессиональным бизнес-аналитикам и консалтерам. Такая помощь позволяет снижать многие риски – в том числе и связанные с невыполнением своих обязательств перед заказчиками.

«Оценить рациональность принятия строительной компанией участия в тендере и выигрыша в нем можно исключительно с учетом всех компонентов бизнеса самого потенциального заявителя, географии выполняемых им работ, а также наличия и характера конкуренции. Часто объединение нескольких удаленных друг от друга проектов в рамках одной компании открывает перед ней новые перспективы развития – но только при детально проработанном бизнес-плане. Масштабирование бизнеса должно базироваться не только на желании нарастить обороты деятельности, но и на реальных возможностях по увеличению мощностей, привлечению технологий, компетентных кадров и прочих ресурсов»

– считает Эмад Салех.