Форматов частного извоза становится все больше, а главное, такси становятся все дешевле (во Франции, к примеру, на эту тему вообще происходят митинги лицензированных таксистов). Последнее привело к появлению новой, еще более дешевой (чтобы выиграть конкурентную борьбу) разновидности предоставления услуг передвижения на легковом транспорте. Речь идет о каршеринге, который на настоящий момент является не только весьма популярным и распространенным, но и уже успел сформировать новое качество жизни в городах, где он есть. Итак, каршеринг: что это такое простыми словами?

В чем суть каршеринга?

Каршеринг – это централизованный сервис аренды автомобиля (без водителя) с почасовой, но, как правило, чаще с поминутной оплатой.

В целом, к аренде автомобиля граждане уже давно успели привыкнуть. Особенно, туристы. Приезжая на каникулы в какую-нибудь интересную для путешествий страну, многие предпочитают прямо в аэропорту арендовать машину и пользоваться ею весь срок своего пребывания в стране, обретая, таким образом, ценную мобильность. Является ли данная услуга каршерингом? Определенно, нет.

Что же тогда нужно для каршеринга, то есть, какие условия выделяют его из привычного формата аренды авто и какие плюсы он имеет? Попробуем разобраться. Во-первых, что означает слово «каршеринг»? Слово происходит от англ. «car» – автомобиль и «share» – делиться. Сервис очень похож по внешним признакам на ситуацию, как если бы кто-то «поделился» соей машиной с желающими. А теперь расставим верные названия:

  • В качестве того самого «кого-то», кто делится, выступает каршеринговое агентство, которое приобретает автомобили и сдает их в краткосрочную аренду.
  • «Желающие» – это клиенты такого агентства – пользователи сдаваемых автомобилей.
  • И наконец, «поделиться» – это не совсем верное слово. Здесь никто особо ни с кем не делится, а просто клиенты бронируют использование того автомобиля, который оказывается от них ближе и удобнее всего расположенным, а после окончания процесса пользования машиной с пользовательского аккаунта снимается плата.

Иными словами, что такое каршеринг автомобиля? Это бизнес – можно сказать, что это разновидность услуг таксомоторных перевозок, которые осуществляются силами самого арендатора машины (заказчика). А с учетом того, что стоимость услуг водителя здесь не предусмотрена вовсе, оплата такого вида транспорта по своему размеру существенно дешевле, чем в традиционном такси.

Преимущества каршеринга

Выше была вскользь упомянута фраза, что пользователь выбирает ближе всего расположенное к нему авто. Что это означает с точки зрения организации сервиса? Традиционная аренда легковых автомобилей подразумевает наличие центров (базовых станций), где машины хранятся (автостоянка) и выдаются в аренду всем желающим. Оттуда начинается их «арендный» пробег и туда же пользователи должны их вернуть (или в другие, но тоже определенные центры).

Это очень хорошо, если пункт проката автомобилей располагается в непосредственной близи от того места, куда вам надо.

Именно потому такими местами в крупных городах мира являются вокзалы и аэропорты.

Но что, если вы находитесь в городе, далеко от точки сдачи машины, и понимаете, что больше вам она не понадобится. В случае традиционной аренды вам срочно нужно ехать в пункт сдачи, чтобы не набегали лишние машино-часы пользования авто, а обратно, видимо, придется брать такси. Не очень-то удобно, вернее сказать, это совсем не жизнеспособная концепция, которая вовсе не облегчает жизнь, а делает использование арендованного легкового транспорта исключительно избирательным и «секторальным» – то есть, пользуются им исключительно путешествующие туристы.

В случае каршеринга никаких «базовых станций» и пунктов выдачи машин не существует вовсе. Свой автомобиль пользователь буквально выбирает в приложении, указывая свои координаты (активируя датчик геолокации) и получая информацию о ближайших к нему машинах.

В свою очередь, автомобили данного сервиса не хранятся на специализированных стоянках, а размещаются по всему городу в определенных диспетчерским центром районах на свободных (бесплатных) парковочных местах. Размещают их туда предшествующие водители, которые заказывали пользование каршеринговыми авто и «по договоренности» с диспетчерским центром запарковали их на данном месте.

На самом деле, как таковой договоренности и нет: речь идет о том, что программное приложение, анализируя запрос действующего пользователя авто о том, что он бы хотел эту машину оставить (то есть, закончить пользование услугой каршеринга), выбирает определенную зону для возможной парковки (учитывая пожелания клиента), где эта машина могла бы быть интересна с точки зрения удобства доступа к ней другим пользователям. Водителю через его приложение сообщается этот ареал, а далее действуют общие правила каршеринга, относительно парковки.

«Диспетчерского центра», как такового (с многочисленными операторами) также нет. Есть интеллектуальное программное приложение и функция технической поддержки: если не получается решить какой-то вопрос напрямую через приложение, отправляйте сообщение в техподдержку.

Итак, чем выгоден каршеринг в первую очередь? Реализуется концепция: «Вышел из пункта А, немного прошел до места, где стоит автомобиль, проехал поближе к требуемому пункту Б, оставил машину, прогулялся к пункту Б». Преимущества:

  • С помощью каршеринга пользователи максимально экономично расходуют ограниченные финансовые ресурсы, самостоятельно управляя арендованным транспортом.
  • Им удобно арендовать такой транспорт, вне зависимости от того, куда им нужно ехать, потому что, в любом случае, им не придется связываться ни с какой транспортировкой машины «на базу» (так как «базы» просто не существует).
  • Кроме того, каршеринговые сервисы позволяют пользователям выбирать категорию автомобиля, которым бы они хотели управлять. Сегодня вы ездите на скромной Хонде, а завтра это может быть роскошный Мерседес (и даже S-класс).

Фактически, располагая автомобилем в личном пользовании, заказчики услуги не связываются ни с каким вопросами, относительно их эксплуатации. Машину не нужно ни чинить, ни регулярно возить на автомойку, ни переживать о ее сохранности – обо всем этом позаботится каршеринговый сервис.

И при всем при этом каршеринг минимум вдвое (за очень редким исключением) дешевле классического такси при поездках на расстояния, свыше 10 км, что позволяет привлекать к данному сервису все новых пользователей!

Технические аспекты реализации проекта

Напрашивается вопрос, почему же такой чудесный сервис не появился еще очень давно? К примеру, еще в советское время? Главным стопором данного процесса является уровень развития технологий:

  • Наличие иммобилайзеров. Думается, что в советское время каршеринговые машины очень быстро были бы похищены, так как тогда не существовало никаких мобильных систем сигнализации, отслеживания и связи.
  • Наличие возможности удаленной блокировки/разблокировки дверей и двигателя. Если даже сделать такой вид систем на тех технологиях теоретически возможно, то вот отсутствие мобильной связи (а главное, интернета) делает оперативное управление блокировкой (для осуществления доступа пассажиров) практически невозможным.
  • И наконец, в те времена отсутствовали такие интеллектуальные программные комплексы, которые бы осуществляли эффективную диспетчеризацию имеющегося автопарка и распределения его между поступающими заявками.

Пожалуй, это главное ограничение, которое требовалось преодолеть, чтобы каршеринг смог начать работать, как единая система. Классические диспетчерские с большим количеством персонала, отвечающего на звонки клиентов, в данном случае оказываются слишком «маломощными». Современная диспетчеризация осуществляется с учетом очень большого количества факторов (от учета пробок на дорогах до предположения вероятности о наличии свободных парковочных мест). И все это необходимо для того, чтобы рассчитать наиболее эргономичную точку парковки.

Работать в полную силу система каршеринга начала лишь через четверть века после появления интернета и только тогда, когда были решены все указанные технологические трудности.

Каршеринг: что это значит с точки зрения экономики процесса

Конечно же, технологические ограничения – это лишь одна сторона вопроса, если говорить о том, что такое каршеринг и как это работает. Многое из того, что технологически вполне возможно и осуществимо, не имеет распространения в связи с тем, что итоговая себестоимость продукта имеет запредельные, невыгодные параметры. (Например, речь может идти о том же термоядерном электричестве).

И конечно же, каршеринг никогда не стал бы популярным, если бы он не был дешев. Прежде всего, дешев относительно возможных альтернатив:

  • покупки и эксплуатации собственного автотранспорта;
  • традиционного такси.

Каковы же главные факторы, которые обуславливают относительную дешевизну каршеринга?

1. Отсутствие необходимости в водителях

Это фундаментально. Современные профессиональные таксисты – это весьма неплохо зарабатывающие частные предприниматели (особенно, с учетом развития мобильных агрегаторов). Теперь, если говорить о каршеринге, то все эти деньги, получается, формируют условный резерв и могут быть в определенной пропорции поделены между организатором сервиса и его клиентами. В какой именно пропорции – определяется конкурентной средой. Но резерв этот велик, а значит, и падение цены на арендуемое авто неизбежно приведет к тому, что разовая поездка на каршеринговой машине будет обходиться дешевле поездки на такси.

Ну, а ситуацию с собственной машиной вообще лучше вывести за скобки. Собственный транспорт – это самый дорогой формат перемещения с любой точки зрения.

2. Отсутствие необходимости в специализированной парковке

Существует такое понятие, как таксопарк. Все централизованные службы традиционного такси где-то должны хранить и обслуживать свои машины. Из положения различные компании выходят по-разному, но так или иначе, стоимость стоянки неизбежно вкладывается в себестоимость поездки.

Каршеринговые авто хранятся (то есть, паркуются) непосредственно на улице, в максимальной доступности и готовности к использованию в режиме 24/7. Машины проходят регулярный технический осмотр, но если возникают какие-то технические проблемы в процессе работы, то на место парковки автомобиля выезжает либо сотрудник компании, который отгоняет машину в сервис, либо сразу подъезжает эвакуатор (если машина не на ходу) и забирает транспортное средство в ремонт.

В соответствии с правилами эксплуатации каршеринговых авто пользователь обязан оставлять машину только в разрешенных для парковки, свободных от оплаты зонах. Поэтому никакой специализированной инфраструктуры здесь не требуется и при этом автомобиль перманентно находится в готовности к работе.

Отсутствие затрат на парковку – это еще один резерв для снижения цены на услуги сервиса.

3. Неисчерпаемый источник преимуществ из-за логистики

Пояснение – речь идет о том, что, выражаясь по-простому, машину всегда можно «бросить», если движение по пути следования (и в окрестностях) затруднено настолько, что проще будет пешком или на метро. То есть, стоим настолько плотно, что уже даже скучно и не объехать.

Это крайне интересная черта каршеринга, которая добавляет эффективности всей экономике (в рамках которой функционирует каршеринг) в целом. Главный ресурс – время – хозяйствующие субъекты начинают расходовать более эффективно:

  • Собственную машину можно бросить даже далеко, но за ней придется возвращаться.
  • Такси может высадить вас по пути (раз из-за пробки движение встало), но машина будет работать дальше, потому что водителю нужно зарабатывать.
  • И только каршеринг реализует принцип «бросил – забыл», то есть, конечно же, запарковал по правилам – больше об этой машине не вспоминаешь.

Резюме

Итак, каршеринг: что это такое простыми словами? Резюмируя, можно определить, что с каршерингом такой дорогостоящий ресурс, как автомобиль начинает быть востребованным именно тогда, когда он действительно нужен и до тех пор, пока острая необходимость в нем не отпала.

Приятно, когда появляются целые сервисы – хозяйственные идеологии, способствующие повышению эффективности всей экономики в целом! Поэтому правильно будет сказать, что каршеринг – это новая эволюционная ступень такой транспортной сферы, как частный извоз.