Рыночная экономика – это система, в которой производством товаров и услуг управляют законы спроса и предложения. Предложение включает природные ресурсы, капитал и труд. Спрос включает покупки потребителей, предприятий и правительства.
Определение рыночной экономики
Рыночная экономика – это экономика, в которой частная и государственная собственность в бизнесе является нормой. В этих компаниях работают рабочие. Земля, здания, материалы, ресурсы и деньги принадлежат предприятиям и потребителям.
Эти субъекты могут вести дела друг с другом по своему усмотрению, а потребители могут покупать и продавать по своему усмотрению. Предприятия продают свои продукты и услуги по самой высокой цене, которую потребители будут платить. Цены также определяются конкуренцией. Если один бизнес продает что-то за 2 доллара, бизнес, продающий тот же товар, может взимать 1,95 доллара, чтобы привлечь больше покупателей.
Эта конкуренция позволяет людям и другим предприятиям искать самые низкие цены, которые они могут найти. Рабочие продвигают свои навыки и услуги за максимально возможную заработную плату, которую они могут привлечь – работодатели стремятся получить наиболее квалифицированных работников за самую низкую заработную плату.
Рыночная экономика предлагает свободу выбора и предпринимательство для потребителей и бизнеса.
Как работает рыночная экономика
Для того чтобы рыночная экономика работала, должны присутствовать как минимум шесть характеристик.
Частная собственность
Большинство товаров и услуг находятся в частной собственности. Владельцы могут получать прибыль от своей собственности, продавая или сдавая в аренду имущество, товары или услуги.
Свобода выбора
Владельцы могут свободно производить, продавать и покупать товары и услуги на конкурентном рынке. У них есть только два фактора, которые находятся вне их контроля. Во-первых, покупатель должен быть готов заплатить цену, которую он установил за свои товары или услуги. Во-вторых, величина капитала, которым они располагают, определяется затратами на производство и продажу их товаров и ценой, по которой они могут их продать.
Мотив личной выгоды
Большинство предприятий были созданы с учетом интересов людей, которые их основали. Рыночная экономика предоставляет возможности, дает людям возможность работать на себя и позволяет им обеспечивать свои семьи наилучшим для них способом.
Личный интерес является одним из основных факторов успешной рыночной экономики. Первый экономист и философ Адам Смит (1723–1790) писал, что «мы ожидаем наш обед не от благосклонности мясника, пивовара или пекаря, а от их уважения к своим собственным интересам».
Каждый продает свои товары тому, кто предложит самую высокую цену, договариваясь о самой низкой цене за свои покупки. Хотя причина эгоистична, в долгосрочной перспективе она приносит пользу экономике. Она создает систему аукционов, которая устанавливает цены на товары и услуги, отражающие их рыночную стоимость. Система также создает точную картину спроса и предложения в любой момент времени.
Конкуренция
Сила конкурентного давления удерживает цены на низком уровне. Это также гарантирует, что общество более эффективно предоставляет товары и услуги. Как только спрос на конкретный товар увеличивается, цены растут благодаря закону спроса.
Конкуренты видят, что они могут увеличить свою прибыль, производя тот же товар, увеличивая предложение. Это снижает цены до уровня, при котором остаются только лучшие конкуренты. Это конкурентное давление также распространяется на работников и потребителей. Сотрудники соревнуются друг с другом за самую высокооплачиваемую работу, а покупатели соревнуются за лучший продукт по самой низкой цене.
Система рынков и цен
Рыночная экономика опирается на эффективный рынок, на котором можно продавать товары и услуги. Рынок считается эффективным, когда все покупатели и продавцы имеют равный доступ к одной и той же информации о ценах, спросе и предложении. В результате изменения цен являются чистым отражением законов спроса и предложения. Существует пять определяющих факторов спроса:
- Цена продукта
- Доход покупателя
- Цены на сопутствующие товары
- Потребительский вкус
- Ожидания покупателя
Существует шесть детерминант предложения:
- Количество продавцов на рынке
- Уровень технологий, используемых в производстве
- Сумма регулирования, налогов или субсидий
- Цена других товаров
- Ожидание будущих цен
Детерминанты спроса и предложения – это то, что движет сдвигами, происходящими в рыночной системе.
Ограничения правительства
Одна из функций правительства заключается в обеспечении того, чтобы рынки были открытыми, работающими, стабильными, справедливыми и безопасными. Например, правительство создает регулирующие органы, чтобы гарантировать, что продукты безопасны для использования и потребления, а предприятия не используют потребителей в своих интересах.
Оно также работает для обеспечения того, чтобы у всех был равный доступ к рынкам. Правительство наказывает компании, которые контролируют слишком большую часть рынка, известные как монополии. Регулирующие органы работают над тем, чтобы никто не манипулировал рынками, и чтобы у всех был равный доступ к информации.
Преимущества и недостатки рыночной экономики
Плюсы | Минусы |
Спрос и предложение определяются потребителями и бизнесом | Конкуренция выбрасывает с рынка лишенных благоприятных условий |
Конкуренция стимулирует эффективность | Опекуны лишенных благоприятных условий, как правило, остаются позади |
Инновации вознаграждаются прибылью | Не все могут полностью реализовать свой потенциал |
Успешные компании инвестируют друг в друга | Личный интерес имеет тенденцию доминировать над заботой о целом |
Объяснение плюсов
- Потребители и предприятия управляют спросом и предложением. Поскольку рыночная экономика допускает свободное взаимодействие спроса и предложения, она гарантирует производство наиболее востребованных товаров и услуг. Потребители готовы платить самую высокую цену за то, что они хотят больше всего. Предприятия будут создавать только те вещи, которые приносят прибыль.
- Конкуренция стимулирует эффективность. Товары и услуги производятся максимально эффективным способом. Самые продуктивные компании будут зарабатывать больше, чем менее продуктивные.
- Инновации вознаграждаются прибылью. Творческие новые продукты будут удовлетворять потребности потребителей лучше, чем существующие товары и услуги. Эти передовые технологии будут распространяться на других конкурентов, чтобы они тоже могли быть более прибыльными. Этот обмен знаниями показывает, почему Силиконовая долина является инновационным преимуществом Америки.
- Компании инвестируют друг в друга. Самые успешные компании инвестируют в другие первоклассные компании. Это дает им преимущество и ведет к повышению качества продукции.
Объяснение минусов
- Конкуренция выбрасывает с рынка лишенных благоприятных условий. Ключевым механизмом рыночной экономики является конкуренция. В результате отсутствует система заботы о тех, кто находится в неблагоприятном конкурентном положении. Сюда входят пожилые люди, дети и люди с психическими или физическими недостатками, которые мешают им работать.
- Опекуны лишенных благоприятных условий, как правило, остаются позади. Опекуны лишенных благоприятных условий также находятся в невыгодном положении. Их энергия и навыки направляются на заботу, а не на соперничество. Многие из этих людей могли бы внести свой вклад в общее сравнительное преимущество экономики, если бы они не были опекунами.
- Не каждый может полностью реализовать свой потенциал. Человеческие ресурсы общества не могут быть оптимизированы. Например, дети в семьях с низким доходом часто работают на низкооплачиваемых работах, чтобы помочь семье объединить ресурсы для выживания. Если бы рыночная экономика заботилась о прогрессе, а не о личных интересах, этим детям было бы предоставлено больше возможностей для образования и карьеры в интересующей их области.
- Личный интерес имеет тенденцию доминировать над заботой о целом. Общество отражает ценности победителей в рыночной экономике. Рыночная экономика может производить частные самолеты для одних людей, в то время как у других нет ни еды, ни места, которое можно было бы назвать домом. Обществу, основанному на чистой рыночной экономике, необходимо решить, должно ли оно заботиться об уязвимых.
Общество может предоставить правительству значительную роль в перераспределении ресурсов. Вот почему многие страны с рыночной экономикой являются также экономиками смешанного типа.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Чем плановая экономика отличается от смешанной рыночной экономики?
Смешанная экономика требует большего государственного вмешательства, чем это допускала бы чистая рыночная экономика, но правительство гораздо меньше контролирует, чем это было бы в плановой экономике. Основные рыночные экономики, даже экономика США, включают в себя некоторые элементы смешанной экономики. Плановая экономика, с другой стороны, характеризуется полным государственным контролем над рыночными силами, включая национализированные отрасли промышленности и ограничения на владение частной собственностью.
Кто в рыночной экономике решает, какие товары и услуги будут производиться?
Решения о том, что производить, исходя из сил спроса и предложения, в рыночной экономике принимаются отдельными субъектами. Эти организации являются поставщиками, которые могут быть отдельными лицами или огромными корпорациями или чем-то средним. Государственный орган не указывает этим поставщикам, что производить, но, если они хотят найти свою нишу в рыночной экономике, им необходимо производить товары и услуги, отвечающие рыночному спросу.
Ключевые выводы
- Рыночная экономика функционирует по законам спроса и предложения.
- Она характеризуется частной собственностью, свободой выбора, личным интересом, платформами для покупки и продажи, конкуренцией и ограниченным вмешательством государства.
- Конкуренция движет рыночной экономикой, поскольку она поощряет эффективность и инновации.
- Рыночная экономика маргинализирует тех, кто не может конкурировать, что способствует неравенству доходов.
Экономист, финансовый аналитик, трейдер, инвестор. Личные интересы – финансы, трейдинг, криптовалюты и инвестирование.