Сфера услуг в любой хозяйственной системе – это панацея от всех возможных экономических проблем. Входной барьер в рассматриваемый сектор близок к нулю… Это крайне важно для развития отечественного массового малого и мелкого бизнеса.

Однако особенностью здесь является то, что большая часть начинающих предпринимателей терпят фиаско в первые полгода существования. И основной причиной является недооценка стоимости факторов производства – проще говоря, уровня себестоимости.

Попробуем на примере такой сферы услуг, как маникюр, рассчитать себестоимость. И пусть данный материал будет наглядным пособием для начинающих предпринимателей.

Входные условия

Начать следует с определения тех вводных параметров, которые наиболее распространены в реалиях.

  1. Пусть наше предприятие использует для организации салона арендованное помещение.
  2. Теперь прейскурант. Какие услуги (работы) предполагается оказывать? Вообще, в маникюрных салонах можно заказать с полтора-два десятка процедур и работ с ногтями. Но рассматривать их все представляется неразумным, так как спрос на каждый из видов сильно отличается в зависимости от дислокации салона (это центр города или окраина; сколько народа вообще живет в городе и т.п.). Поэтому представляется целесообразным рассчитать себестоимость маникюра с гель-лаком на одного клиента, как усредненный и наиболее востребованный вид оказываемых услуг.
  3. Масштаб бизнеса. Пусть это будет не сетевой проект, а всего лишь один салон. И примем, что это субъект малого предпринимательства с числом сертифицированных наемных мастеров в 5-6 человек.

Также следует отметить, что наше предприятие стремится соответствовать всем стандартам, формируемым Росздравом, а потому на таких важнейших аспектах себестоимости, как обеззараживание, стерилизация и качество инструментов и материалов, средства не экономятся.

Выбор метода учета себестоимости

Весь малый и средний бизнес в РФ находится под тяжким коррупционным гнетом проверяющих органов исполнительной власти. Оно и понятно: предприятие находится, преимущественно, на виду – ему просто некуда деваться (если бы это было не так, то тогда даже статус «самозанятого» не нужно было бы получать – сиди и «не отсвечивай»). А значит, взятки и прочие формальные, неформальные, но уж точно незапланированные поборы такому бизнесу гарантированы. И предположительно, они будут занимать изрядную долю себестоимости в его производственном цикле.

Кроме того, если мы говорим о работах/услугах, то это автоматически означает высокую долю косвенных затрат (в первую очередь, за счет расходов на оплату труда). Итак, у нас велика доля временных, а также трудно прогнозируемых так называемых сопровождающих издержек (те же взятки). Значит, логичнее всего остановиться на методе учета себестоимости, который выводит эти самые сопровождающие расходы за скобки официальной себестоимости, определяя для их покрытия резервы чистой нераспределенной прибыли.

Расчет

  • Прямые затраты:
    • гель-лак;
    • одноразовые пилки и пр. инструмент разового использования;
    • дезинфицирующие средства.
  • Косвенные затраты:
    • аренда помещения;
    • коммунальные расходы;
    • амортизация стерилизационного оборудования и иных инструментов многоразового использования;
    • оплата труда персонала;
    • налоговое бремя.
  • Сопровождающие затраты:
    • мероприятия по внеочередному подтверждению полученной лицензии;
    • штрафы и неформальные платежи по результатам плановых или внеплановых проверок.

Так сколько же в итоге мы тратим на одного посетителя при оказании ему «усредненной» услуги?

  • Прямые затраты можно подсчитать буквально по факту (суммируем все, что расходуется за одну процедуру, и получаем искомое значение, причем, сразу в расчете на одного клиента).
  • Косвенные затраты суммируем за выбранный временной период (как правило, за месяц), а затем делим полученное значение на выполненное количество маникюров. При этом очевидны 2 условия:
    • нам требуется вести четкую и последовательную статистику продаж (впрочем, этому способствует кассовый аппарат);
    • предполагается, что салон предоставляет только услугу маникюра с гель-лаком. В случае, если это не так и оказываются еще и другие виды работ/услуг, тогда из общего массива косвенных издержек нужно вычленить ту их долю, которая «падает» на маникюр. Логичнее всего использовать механизм средней взвешенной, где в качестве весов будет взят общий месячный доход, который салон заработал на каждом виде оказанных работ.

Нюанс: очень важно брать в качестве весов именно долю выручки (дохода), а не просто цены.

Особый интерес вызывает амортизация. Здесь возможны 2 варианта:

  1. Если наше предприятие оказывает несколько видов услуг, для каждой из которых требуется свой набор основных средств, то для маникюра с гель-лаком можно принять только его собственный перечень внеобротных активов. При этом, если среди этого перечня попадаются наименования, используемые и при оказании иных работ, то тогда разделяем амортизационное списание по формуле средней взвешенной, где в качестве весов, опять же, берется доля в общей выручке. (Как можно понять, метод этот весьма трудный, а потому непрактичный).
  2. Просто разделяем общую сумму амортизационного списания между всеми видами оказываемых услуг подобно тому, как мы это делаем с другими статьями косвенных затрат. (Наиболее удобный, а потому предпочтительный способ).

Резюме

После формирования объема косвенных затрат, приходящихся именно на услугу маникюра с гель-лаком, следует разделить полученное значение на количество оказанных работ. Присовокупляем косвенную «составляющую» к прямым затратам на единицу. Эту величину принято называть производственной себестоимостью. Но все равно далее необходимо учесть затраты сопровождающие (суммируем их, определяем долю, приходящуюся на маникюр, и делим эту сумму на объем предоставленных услуг). Прибавляем полученное значение к сумме прямых и косвенных затрат. Вуаля – вот так рассчитывается себестоимость маникюра (с гель-лаком) на одного клиента.