Возможно, вы этого не осознавали, но до того, как популярные приложения для райдшеринга стали мейнстримом и интегрированы в повседневную жизнь, совместное использование автомобилей, или карпулинг, существовало уже несколько десятилетий.

В связи с повышением требований к дорогам из-за загруженности дорог, роста населения и потребностей в инфраструктуре, карпулинг стал популярным в последнее время, и сейчас он нам нужен больше, чем когда-либо. Давайте посмотрим, что такое карпулинг, как он развивался и какие формы существуют.

Что такое карпулинг и как он развивался?

Карпулинг, или райдшеринг – это концепция совместного использования вашего автомобиля для одновременного размещения более чем одного человека, устраняющая необходимость водителей на разных транспортных средствах.

Карпулинг имеет различные преимущества, такие как:

  • общие затраты
  • уменьшение количества отдельных автомобилей на дороге
  • сокращение индивидуального углеродного следа
  • способность общаться с другими людьми во время поездок, что способствует улучшению психического здоровья

Но где же зародилась концепция карпулинга?

Вторая мировая война

Вторая мировая война - летит самолет

Концепция карпулинга впервые возникла как экономическая необходимость еще во время Второй мировой войны. Американское правительство продвигало его в качестве метода рационального использования топлива. Возникший из-за необходимости сохранить каучук и топливо для нужд военного времени в Северной Америке, карпулинг стал играть критически важную роль в планировании городской инфраструктуры и решении проблемы заторов, которых можно избежать.

1970-е годы

Красный автомобиль на дороге - 1970 годы

Совместное использование автомобилей снова стало популярным в 1970-х годах из-за такой же нехватки ресурсов. Именно в это время были созданы первые «ванпулы» для сотрудников Chrysler и 3M.

1990-е годы

Ноутбук - 1990 годы

Частота совместного использования автомобилей снизилась по мере снижения цен на топливо, но оставалась активной в 1990-х годах среди определенной группы студентов. Поскольку университетские городки предлагали минимальные возможности для парковки, студенты предпочитали карпулинг, чтобы избавить себя от хлопот с поиском мест для парковки.

2000 – сегодня

Смартфон в руке

Спустя несколько лет в новом тысячелетии технологии по-настоящему изменили правила игры в карпулинге!

Системы GPS и смартфоны стали популярными потребительскими товарами, давая обычным людям базовые инструменты для эффективного составления собственных планов совместного использования поездок. Представляя такие компании, как Uber и Lyft, даже Taxi начала прыгать на подножку технологий. Сегодня Uber заявляет, что у них более пяти миллионов водителей в 65 странах!

За последние два десятилетия мы наблюдали, как технологические предприниматели воспользовались этой возможностью, создав для этой цели разнообразное программное обеспечение, которое распространяется и на общественный транспорт по запросу. Технологическое развитие продолжается и сегодня, и рынок предлагает все, от приложений для карпулинга для личных автомобилей до платформ управления карпулингом для предприятий.

От скромного ручного начала карпулинга, услуги превратились в мгновенное согласование поездок, интеллектуальную парковку с гарантированными местами и данные в режиме реального времени, способствующие снижению воздействия на окружающую среду. Увлекательная часть этой эволюции происходит, когда мы используем идеи, полученные с помощью совместной мобильности, в стратегическом планировании на будущее, поддерживая нашу потребность в сокращении заторов и сокращении выбросов.

Какие существуют типы карпулинга

Существует несколько различных моделей карпулинга. Некоторые из них подходят для бизнеса, а другие нет.

Открытые и эксклюзивные сети

Возможно, наиболее распространенная модель основана на открытой сети, где каждый пользователь системы потенциально может найти друг друга в поездках. Однако это может вызвать проблемы с безопасностью для организаций и учреждений, которые хотят предоставить безопасную услугу карпулинга среди обычных сотрудников или студентов.

Модель открытой сети также предлагает меньшую эффективность, поскольку пользователи, вероятно, имеют разные места назначения. Внутри частных сетей водители автомобилей обычно едут на одно рабочее место, в школу или в другое место и обратно.

Фиксированное и динамическое согласование поездок

Неэффективность возникает в другой традиционной модели, где согласование поездок основывается на заранее определенной группе, маршруте или почтовом индексе. Затем согласованные пользователи должны совместно координировать свое путешествие и планирование поездки. Сравните это с динамическим согласованием поездок, которое адаптируется к требованиям в реальном времени и грамотно подбирает наиболее оптимальные маршруты.

Совместные затраты и бесплатное использование

Многие платформы карпулинга также приняли модель разделения затрат. Они разделяют расходы со своими пользователями, взимая плату. Такая установка является одной из самых непродуктивных для бизнес-целей, поскольку создает еще одно препятствие для привлечения пользователей. Настроить совместное использование автомобилей уже сложно без дополнительного трения. Когда пассажирам придется платить и вводить свою платежную информацию в систему, они с меньшей вероятностью будут использовать программу карпулинга.

Существует также бесплатная модель для пользователей, которая даже дополнительно стимулирует участие, предлагая вознаграждения за частое использование автомобилей. Вознаграждения финансируются за счет части абонентской платы клиента – небольшого, но эффективного вложения для поддержания активности и заинтересованности карпулеров при решении проблем, с которыми сталкиваются в университетском городке или на территории из-за чрезмерного использования автомобиля для одного человека.

Почему карпулинг выгоден

На самом деле идеальный инструмент для перемен существует – совместный частный транспорт. Карпулинг приносит так много пользы для окружающей среды, наших дорог, инфраструктуры, для наших финансов и даже для улучшения психического здоровья.

Технологии смартфонов позволили нам изменить модель пригородных поездок, сэкономив не только время и деньги людей, но и предоставив механизм, помогающий внедрять экологически безопасные методы работы за счет снижения воздействия на окружающую среду. ГИС-технология, которая лежит в основе нашей зависимости от приложений для бронирования, может стать идеальным механизмом для изменения политики.

Когда мы смотрим на статистику, мы узнаем, сколько людей водят одноместные автомобили в развивающихся странах. Например:

  • В Австралии 69% австралийцев ездят на работу
  • В Великобритании 68% населения ездят на работу на машине
  • В США 84,6% всех американцев имеют водительские права
  • В Канаде более 70% людей имеют водительские права

Проблемы с инфраструктурой и перегруженностью образуются из-за низкой заполняемости и частных транспортных средств.

Например, согласно оценкам, в восьми столицах Австралии предотвращение заторов обходится предприятиям в 8 миллиардов долларов в год. Социальные и широко распространенные издержки заторов, которых можно избежать, оцениваются в 16,5 миллиардов, а к 2030 году они оцениваются в 37,3 миллиарда.

Это же относится и к России, хотя таких подробных данных пока нет.

Однако большие успехи могут быть упущены, если основная экосистема не готова справиться с этим. Поскольку в городах и региональных центрах наблюдается дальнейший рост населения, дискуссии о модернизации экономики транспорта и инфраструктуры также должны набирать обороты во всем мире. Вот почему программы карпулинга для рабочих мест, университетов и сообществ будут продолжать играть важную роль в реформировании того, как общество движется вперед.