Что такое активное слушание и почему оно важно для вашей карьеры? Активное слушание – это процесс, с помощью которого человек получает информацию от другого человека или группы людей.
Оно предполагает внимание к разговору, умение не перебивать и уделять время тому, чтобы понять, о чем говорит собеседник. «Активный» элемент включает в себя принятие мер по выяснению деталей, которые в противном случае не были бы озвучены.
Активные слушатели избегают перебивать собеседника любой ценой, обобщают и повторяют услышанное, а также следят за языком тела, чтобы получить дополнительный уровень понимания.
Активное слушание – полезный навык для любого работника. Оно помогает вам действительно понять, что говорят люди в разговорах и на собраниях (а не только то, что вы хотите услышать или думаете, что слышите).
Активное слушание особенно полезно использовать во время собеседования при приеме на работу, поскольку оно поможет вам установить положительный контакт с собеседником.
Что такое активное слушание?
Как и навыки критического мышления и решения проблем, активное слушание – это «мягкий» навык, который высоко ценится работодателями. При собеседовании на работу использование техники активного слушания может показать интервьюеру, как ваши навыки межличностного общения могут расположить к себе людей.
Активное слушание позволяет перенаправить внимание с того, что происходит у вас в голове, на потребности потенциального работодателя или интервьюера. Эта техника может помочь уменьшить вашу нервозность во время собеседования.
Активно слушая собеседника, вы доказываете, что вы:
- Интересуетесь проблемами и успехами организации
- Готовы помочь им в решении рабочих вопросов
- Являетесь командным игроком, а не просто самовлюбленным кандидатом на должность
Важно не перебивать собеседника, или, что еще хуже, не пытаться ответить на вопрос до того, как вы узнаете, о чем спрашивает интервьюер.
Внимательно слушайте вопросы интервьюера, при необходимости просите разъяснений и ждите, пока интервьюер закончит говорить, чтобы ответить.
Примеры техник активного слушания
Существует множество техник активного слушания, которые улучшат впечатление, которое вы можете произвести на собеседовании.
К техникам активного слушания относятся:
- Создание доверия и установление взаимопонимания
- Демонстрация заинтересованности
- Перефразирование, чтобы показать понимание
- Использование невербальных сигналов, свидетельствующих о понимании, таких как кивок, зрительный контакт и наклон вперед
- Краткие словесные подтверждения, такие как «Я вижу», «Я знаю», «Конечно», «Спасибо» или «Я понимаю»
- Задавание открытых вопросов
- Задавание конкретных вопросов для получения разъяснений
- Терпеливое ожидание, чтобы высказать свое мнение
- Раскрытие подобного опыта, чтобы показать понимание
Используя эти техники активного слушания, вы произведете впечатление на интервьюера как вдумчивый, аналитический и очень желательный кандидат на должность. Подумайте о возможных ситуациях, которые могут возникнуть во время собеседования, и придумайте стратегии, которые позволят вам активно слушать.
Примеры ответов активного слушания
Часто легче учиться, читая примеры. Вот несколько примеров высказываний и вопросов, используемых при активном слушании:
- Установление доверия и взаимопонимания: «Скажите, чем я могу помочь». «Я был очень впечатлен, когда прочитал на вашем сайте, что вы жертвуете 5% от каждой продажи на благотворительность».
- Демонстрация заботы: «Я хочу помочь; я знаю, что вы переживаете трудные времена». «Я знаю, насколько тяжелой может быть корпоративная реструктуризация. Каково моральное состояние сотрудников на данный момент?»
- Перефразирование: «Итак, вы говорите, что неопределенность в отношении того, кто будет вашим новым руководителем, создает для вас стресс». «Итак, вы считаете, что нам нужно наращивать наши маркетинговые усилия в социальных сетях».
- Краткое словесное подтверждение: «Я понимаю, что вы хотели бы чаще получать обратную связь о своей работе». «Спасибо. Я ценю ваше время, потраченное на разговор со мной».
- Задавание открытых вопросов: «Я вижу, что критика Михаила вас очень расстроила. Какой аспект его критики был наиболее тревожным?» «Ясно, что нынешняя ситуация для вас невыносима. Какие изменения вы хотели бы увидеть?»
- Задавание конкретных вопросов: «Как долго, по вашим расчетам, будет длиться процесс найма?» «Каков ваш средний уровень текучести кадров?»
- Ожидание раскрытия своего мнения: «Расскажите мне подробнее о вашем предложении по реорганизации отдела». «Не могли бы вы предоставить мне некоторые исторические сведения о ваших отношениях с бывшим деловым партнером?»
- Раскрытие похожих ситуаций: «У меня тоже были сомнения по поводу возвращения на работу после рождения сына». «В течение последних двух лет я несла ответственность за увольнение некоторых сотрудников в связи с сокращением штата. Даже если это необходимо, легче не становится».
Навыки активного слушания
- Эмоциональный интеллект
- Чувствительность к проблемам
- Вежливость
- Профессионализм
- Невербальная коммуникация
- Прозрачность
- Честность
- Скромность
- Проактивность
- Принятие конструктивной критики
- Создание и управление ожиданиями
- Уверенность в себе
- Эмпатия
- Сострадание
- Понимание
- Наблюдательность
- Внимание к деталям
- Вокальный тон
- Чувствительность к религиозному и этническому разнообразию
- Осознание себя
- Осознание ситуации
- Интерпретация
- Определение и управление эмоциями
- Понимание скрытых потребностей других людей
- Язык тела
- Фасилитация групповой дискуссии
- Достижение консенсуса
- Сотрудничество
Подведем итог
- Активное слушание – это то, как вы воспринимаете информацию от человека или группы людей.
- Этот навык очень востребован работодателями и может стать полезным инструментом в процессе собеседования.
- Попробуйте практиковать техники активного слушания, такие как установление взаимопонимания, во время рабочих бесед и собеседований.
Предприниматель, бизнес-тренер, специалист по обучению персонала по следующим темам: менеджмент, улучшение клиентского опыта, личная эффективность, работа с возражениями.