Великие лидеры всегда держат руку на пульсе, смотрят в будущее и определяют, как лучше управлять в меняющихся условиях. Новые исследования показывают, какие вызовы сегодня тревожат руководителей всех уровней и требуют осмысленных решений, проактивных действий и стратегического подхода.
Этот список поможет вам оценить состояние вашей организации, провести сравнительный анализ и расставить приоритеты для эффективного решения актуальных проблем.
Основные вызовы для лидеров
Современные руководители сталкиваются со множеством проблем, вызывающих стресс и требующих гибкости и дальновидности.
1. Управление в условиях неопределенности
По данным опроса DDI, проведенного среди почти 2000 специалистов по управлению персоналом и 11000 лидеров из более чем 2000 организаций в 50 странах и 24 отраслях, 42% CEO назвали главным вызовом управление в условиях неопределенности.
Эта проблема охватывает множество других аспектов, поскольку современный мир становится все более непредсказуемым. Согласно отчету SHRM 2025 State of the Workforce Report, 41% HR-специалистов и сотрудников США назвали развитие лидерских компетенций одной из трех приоритетных задач на текущий год.
Как реагировать? Важно оставаться в курсе событий, разрабатывать планы и адаптироваться к их изменениям, сохраняя гибкость в стратегиях и подходах.
2. Экономические вызовы
Лидеров также беспокоят вопросы, связанные с состоянием бизнеса и рыночными реакциями:
- 52% опасаются глобальной рецессии или замедления экономического роста;
- 33% обеспокоены необходимостью опережать ключевых конкурентов.
Для малого бизнеса наиболее критичны:
- 67% руководителей обеспокоены инфляцией,
- 48% — налогами,
- 40% — регулированием,
- 32% — рецессией,
- 17% — тарифами (по данным Freedom Economy Index).
Кроме того 73% людей по всему миру переживают из-за инфляции (Edelman’s Trust Barometer Global Report).
Как реагировать? Необходимо анализировать экономическую ситуацию, рыночные тенденции и конкуренцию, создавая команды для проработки антикризисных стратегий и оперативного реагирования.
3. Проблемы с персоналом и рабочей силой
Согласно данным DDI, ключевые вопросы, связанные с персоналом:
- 54% обеспокоены привлечением и удержанием талантов;
- 41% — развитием нового поколения лидеров;
- 30% — формированием устойчивой рабочей среды;
- 28% — поддержанием вовлеченности сотрудников.
Кроме того, 30% лидеров малого бизнеса обеспокоены нехваткой надежных сотрудников (Freedom Economy Index).
Как реагировать? Мировая тенденция к снижению рождаемости означает, что кадровый дефицит будет сохраняться. Стоит обратить внимание на привлечение молодых специалистов (Gen Z), а также инвестировать в обучение и развитие сотрудников. Создание условий для осмысленной работы и вовлеченности поможет повысить уровень удержания персонала.
4. Инновации
Согласно DDI, 34% лидеров обеспокоены внедрением корпоративных инноваций.
Как реагировать? Следует создать корпоративную культуру, способствующую инновациям, где сотрудники чувствуют себя безопасно при принятии разумных рисков. Важно наладить быстрый обмен информацией и организовать системы для анализа потребностей клиентов, тестирования новых идей и постоянного обучения.
5. Искусственный интеллект и цифровая трансформация
Руководителей также волнуют технологические изменения:
- 29% обеспокоены эффективным использованием ИИ;
- 25% — цифровой трансформацией;
- 18% лидеров малого бизнеса боятся конкуренции со стороны ИИ (Freedom Economy Index).
Как реагировать? Следует следить за технологическими трендами и внедрять передовые решения для повышения эффективности бизнеса. Важно обучать сотрудников работе с ИИ, соблюдая при этом меры безопасности и защиты данных.
Как преодолеть вызовы?
Ведение бизнеса в условиях волатильности, неопределенности, сложности и неоднозначности требует новых подходов. Лидеры должны внимательно следить за ключевыми вызовами и адаптировать лучшие стратегии для обеспечения успеха и устойчивости своих организаций.

Предприниматель, бизнес-тренер, специалист по обучению персонала по следующим темам: менеджмент, улучшение клиентского опыта, личная эффективность, работа с возражениями.