Независимо от того, являетесь ли вы начинающим владельцем бизнеса или управляете им уже много лет, вам стоит ознакомиться с пятью циклами изменений: старт, рост, зрелость, переход и преемственность. Это касается как небольших розничных магазинов, так и онлайн-бизнеса, поскольку каждый вид бизнеса может пройти через несколько или все эти этапы.

Почему вы хотите открыть свой бизнес? Возможно, вашей семье нужен дополнительный доход или вы не удовлетворены своей нынешней работой и хотите работать на себя. Будь то необходимость или желание, вам нужно оценить свои навыки, опыт и уровень риска, который вы хотите взять на себя, прежде чем начинать новое дело. Это также относится к людям, которые могут чувствовать себя обязанными взять на себя семейный бизнес.

По последним данным, только половина малых предприятий выживает после пяти лет. Как и следовало ожидать, после первых нескольких относительно сложных лет бизнес становится более успешным, а показатели выживаемости повышаются. Эта статистика справедлива для различных отраслей, включая производство, розничную торговлю, общественное питание, гостиничный бизнес и строительство.

Будущему владельцу бизнеса следует ознакомиться с тем, чего следует ожидать. И помните, что на каком бы этапе ни находилась ваша компания, важно оценивать ее деятельность и делать все возможное, чтобы оставаться конкурентоспособной и успешной. На каждом этапе возникают новые проблемы, которые владельцы должны решать, чтобы защитить свой бизнес, а также новые возможности для роста и совершенствования.

Стадия 1: Старт

Прежде чем начать бизнес, необходимо трезво оценить, сколько денег вам понадобится для начала работы. Стартовые расходы могут включать в себя инвентарь, офисное помещение, оборудование, предполагаемые налоговые расходы и оплату труда сотрудников. Увлеченность каким-либо делом – рестораном, салоном красоты, техническим сервисом или строительной компанией – сама по себе не гарантирует успеха. Время, необходимое для открытия бизнеса, часто зависит от его типа и местоположения. Если речь идет об одном человеке и не требуется никаких кредитов, то на старт может уйти всего месяц-два. Если же речь идет о более крупной компании с сотрудниками и требуется стартовое финансирование, то на запуск бизнеса может уйти до года.

На первом этапе важно изучить рынок и конкурентную среду, составить бизнес-план и обеспечить финансирование.

Начинающим бизнесменам необходимо знать основные шаги, которые следует предпринять, чтобы запустить свое новое предприятие.

  • Изучите рынок и конкурентную среду. Выясните, кто будет вашими основными конкурентами и как выглядят ваши идеальные клиенты. Для этого можно провести телефонные или личные интервью, онлайн-опросы или фокус-группы с потенциальными клиентами, чтобы узнать их мнение. Спросите их, почему они покупают тот или иной товар или услугу, что им нравится или не нравится в продукции конкурентов и какую цену они готовы заплатить за то, что планирует предложить ваша компания.
  • Определите, что вы будете продавать. Независимо от того, планируете ли вы предлагать товар, услугу или и то, и другое, определите, что именно вы будете продавать и чем это будет отличаться от предложений конкурентов. Даже если вы продаете идентичные товары или услуги, вы можете отличиться расположением, обслуживанием клиентов или опытом покупок.
  • Напишите бизнес-план. Бизнес-план – это дорожная карта будущего вашей компании, в которой часто указываются цели на первый, третий и пятый годы ведения бизнеса. Если вам нужны внешние инвесторы, чтобы одолжить вам деньги для начала работы, они должны будут изучить ваш бизнес-план и финансовую отчетность, прежде чем вкладывать деньги.
  • Установите финансовые цели. Определите, сколько денег вам потребуется вложить, занять, потратить и сколько вы сможете заработать в течение первого года своей деятельности. Некоторые виды бизнеса не приносят прибыли в течение первых нескольких лет, пока они создают свою репутацию и клиентскую базу. Вам понадобится план покрытия расходов в этот период.
  • Рассмотрите возможность партнерства. Если у вас нет средств или опыта для самостоятельного запуска бизнеса, подумайте о партнерстве с кем-то, кто обладает дополнительными навыками или имеет деньги для инвестиций. Потенциальное партнерство может развиваться с течением времени и компенсировать ваши стартовые расходы за счет дополнительного финансирования со стороны партнера. Другой вариант – вас нанимает владелец компании, который хочет продать бизнес в будущем и предлагает вам приобрести его в рамках поэтапного процесса покупки. Вместо того чтобы иметь наличные деньги на руках для немедленной продажи, владелец может предложить вам долю в бизнесе за инвестиции в течение нескольких лет в качестве сотрудника. Это может быть хорошим решением для стареющего владельца, чтобы передать бизнес и обеспечить будущее своих сотрудников, а также свой собственный выход на пенсию.
  • Обеспечьте финансирование. Существует множество способов привлечения средств для создания компании – от получения кредитов для малого бизнеса до краудфандинговых кампаний.
  • Создайте свой бизнес. Оформите его официально, выбрав название и создав юридическое лицо. Вам придется зарегистрировать свой бизнес, получить федеральные и государственные идентификационные номера налогоплательщика, разрешения или лицензии, а также, возможно, подать заявку на товарные знаки, авторские права или патенты. Вы также можете открыть банковский счет, чтобы управлять деньгами предприятия.
  • Наймите сотрудников. Если вы нанимаете работников, вам необходимо убедиться в том, что вы соблюдаете государственные законы о занятости, и узнать, как управлять сотрудниками.
  • Создайте свою клиентскую базу. Как только ваш бизнес начнет работать, вам нужно будет сосредоточиться на создании клиентской базы. Это можно сделать, обеспечив отличное обслуживание клиентов, предложив специальные предложения и поощрения для новых клиентов. В этом также может помочь маркетинговая кампания, которая может заключаться в раздаче печатных купонов или стимулировании продаж по принципу «два по цене одного».
  • Рекламируйте свой товар или услугу. Также важно продвигать свой новый бизнес и повышать осведомленность о нем, для чего можно создать веб-сайт, аккаунты в социальных сетях и проводить маркетинг на общественных или отраслевых мероприятиях. Если у вас есть бюджет, подумайте о начале рекламной кампании. Вы можете сделать это в Интернете, в местных газетах или в любом другом месте, где, по вашему мнению, рекламу увидят ваши идеальные клиенты.
  • Следите за движением денежных средств. Следить за поступлением и расходованием денежных средств (т.е. за движением наличности) очень важно для управления бизнесом. Часто непредвиденные расходы могут поставить владельцев в затруднительное положение, что может повлиять на их способность платить поставщикам и сотрудникам.

Стадия 2: Рост

Если ваш бизнес достиг основных вех на этапе старта и достиг целей в области продаж, можно приступать к изучению возможностей для роста. После того как ваш бизнес создал клиентскую базу и стал известен благодаря своему продукту или услуге, вы можете сосредоточиться на способах увеличения продаж и расширения деятельности.

На этапе роста ваш бизнес может начать зарабатывать больше денег, выйти на безубыточность, стать прибыльным или увеличить рентабельность.

Если ваш продукт или услуга набирают обороты, возможно, пришло время обратиться к инвесторам за дополнительным финансированием, чтобы расширить свой бизнес. Возможно, вам потребуется вложить средства в оборудование, нанять больше сотрудников, чтобы расширить ассортимент наиболее эффективных продуктов или услуг. Возможно, пришло время прекратить выпуск или попытаться улучшить продукты или услуги, которые не пользовались успехом.

На стадии старта большая часть бремени по ведению бизнеса, возможно, лежала на вас как на владельце. Если ваш бизнес растет, вы, возможно, сможете нанять и обучить сотрудников, которые помогут вам управлять повседневными функциями. С таким персоналом у вас будет больше времени, чтобы сосредоточиться на маркетинге бизнеса и управлении другими людьми.

Это также хорошее время для того, чтобы сосредоточиться на инвестировании средств в ваш чрезвычайный фонд, чтобы оплатить непредвиденные неудачи или инвестировать в открывающиеся возможности.

Стадия 3: Зрелость

После нескольких лет работы ваша компания может достичь стадии зрелости, когда она становится более стабильной и прибыльной. Это третий этап жизненного цикла бизнеса.

Когда вы только начинали свой бизнес, вы, возможно, получали ограниченную зарплату. Теперь, став владельцем, вы, скорее всего, можете начать получать регулярную зарплату от компании.

Зрелый бизнес должен обладать сильной узнаваемостью бренда и надежной или растущей клиентской базой, которая позволяет ему расширять ассортимент продукции на новых или существующих рынках.

На этом этапе вы можете рассчитывать на то, что ваши сотрудники будут управлять повседневной деятельностью, а вы сосредоточитесь на долгосрочных целях.

Стадия 4: Переход

Переходный этап представляет собой период, когда компания должна справиться с переменами. Переход может быть позитивным или негативным, и он может быть обусловлен многими факторами, включая:

  • снижение продаж
  • изменение рыночных условий, влияющих на бизнес
  • изменение предпочтений клиентов
  • возможность быстрого роста
  • личная ситуация

Для некоторых компаний к снижению продаж может привести появление поблизости более крупного конкурента или замедление роста спроса на их продукцию или услуги. Когда вы сталкиваетесь с такими угрозами, вам необходимо придумать, как удержать и привлечь клиентов.

Переходный период также может быть периодом огромного роста. Когда ваш бизнес станет известным, у вас могут появиться возможности для сотрудничества с гораздо более крупными компаниями или группами клиентов. Прежде чем принять крупный заказ от более крупной компании или национальной сети магазинов, убедитесь, что вы сможете удовлетворить спрос в дополнение к другим поступающим заказам. Когда небольшая компания получает большой успех в виде огромного заказа, это может стать возможностью для роста и повышения осведомленности о вашей компании. И наоборот, если вы не сможете удовлетворить спрос, это может повредить вашей репутации и бизнесу.

Вам могут понадобиться дополнительные средства для инвестиций в производство и торговый персонал, но могут пройти месяцы, прежде чем вы начнете получать прибыль от продаж. Управление такими большими оттоками и притоками денег может стать проблемой, которую вам придется решить, чтобы пережить период быстрого роста.

Помня о своих долгосрочных целях, вы можете сосредоточиться на создании тактических планов, которые будут направлять ваши непосредственные действия во время переходного периода. Тактический план учитывает сильные и слабые стороны вашего бизнеса, а также внешние угрозы и возможности; это поможет вам найти решения проблем и возможностей. Каждое из этих решений поможет вам достичь долгосрочных целей.

Стадия 5: Преемственность

Последняя стадия жизненного цикла бизнеса – это решение владельца о закрытии, продаже или привлечении преемника для управления компанией.

Владельцы могут принять решение об уходе по разным причинам. Вы можете захотеть попробовать что-то новое, ваш бизнес может быть в упадке, или у вас могут быть проблемы с личной жизнью или здоровьем. Или же ваш бизнес может идти хорошо, и вы думаете, что сможете получить отличную цену, а затем уйти на пенсию.

Для владельцев малого бизнеса преемником часто становится член семьи, друг или нынешний сотрудник, который хочет взять на себя управление бизнесом. Однако вы также можете попытаться продать свой бизнес кому-то, кого вы еще не знаете.

Возможно, вы захотите продать ему весь бизнес или сохранить частичную собственность и получать доход от прибыли, даже если вы больше не участвуете в повседневной деятельности. Некоторые владельцы бизнеса соглашаются остаться и помочь в обучении нового владельца во время переходного периода.

Процесс продажи может варьироваться в зависимости от типа бизнеса и места его расположения, но чаще всего он включает в себя несколько этапов:

  • Определите стоимость бизнеса. Оцените стоимость бизнеса на основе его активов и продаж. Малый бизнес может стоить в несколько раз больше, чем его годовой объем продаж, но стоимость может меняться в зависимости от специфики ситуации. Вы можете нанять профессионала или компанию, чтобы они помогли определить стоимость бизнеса, если вы не знаете, что делать. Ищите того, кто имеет опыт оценки подобных предприятий и может использовать этот опыт для определения стоимости. Если вы определяете стоимость самостоятельно, ознакомьтесь с некоторыми этапами этого процесса, которые вам необходимо выполнить.
  • Подготовьте финансовые документы. Потенциальные покупатели захотят ознакомиться с документами, финансовыми отчетами и налоговыми декларациями вашего предприятия, чтобы лучше понять его финансовое положение и историю продаж. Убедитесь, что все ваши документы готовы и точны.
  • Найдите потенциальных покупателей. Вы можете выставить свой бизнес на продажу в Интернете или в местных изданиях. Вы также можете сотрудничать с бизнес-брокером – профессионалом, который сведет продавцов с потенциальными покупателями в обмен на долю от цены продажи.
  • Приведите в порядок финансирование. Многим покупателям бизнеса придется взять кредит, чтобы купить ваш бизнес. Возможно, вам также придется одолжить покупателю деньги, позволив ему выплатить вам часть продажной цены плюс проценты с течением времени. Финансирование со стороны продавца может быть важным, поскольку оно показывает покупателю и другим кредиторам, что вы верите в будущее бизнеса.
  • Обсудите условия продажи. Как и во многих других сделках, ожидайте, что покупатель будет вести переговоры о цене продажи и условиях соглашения. Возможно, вы захотите нанять профессионалов, которые уже занимались продажей малого бизнеса, включая бухгалтера и адвоката, чтобы они проверили все до окончательной продажи.
  • Заключите сделку. После того как вы пришли к соглашению, настало время официально оформить продажу, подписав юридические контракты, которые передают контроль и право собственности покупателю. Эти договоры могут быть сложными для составления и понимания, поэтому на этом заключительном этапе вам, скорее всего, следует привлечь адвоката.

Если вы не можете найти покупателя или не можете получить достаточно высокую цену за свой бизнес, возможно, вы захотите передать бизнес в безвозмездное пользование члену семьи, другу или сотруднику. При этом вы сможете сохранить частичную собственность и получать доход от бизнеса.

Если же бизнес уже пришел в упадок, и вы считаете, что он долго не протянет, возможно, вы захотите закрыть его полностью, а не продавать или передавать.

Закрытие бизнеса может быть простым процессом, если у него нет большого количества долгов. Вы можете продать активы бизнеса и расторгнуть контракты, а также подать документы в государственные органы, чтобы расформировать компанию (если вы ее создали). Если вы официально не расформируете компанию, вам, возможно, придется продолжать платить государственные пошлины или налоги.

Если вы не можете позволить себе выплачивать долги по бизнесу, вы можете попытаться договориться с кредиторами о выплате долга в течение определенного времени или согласиться на меньшую сумму. Банкротство также может быть вариантом в зависимости от суммы долга, финансового состояния бизнеса и вашего личного положения.