Управление человеческими ресурсами (HRM) – это практика рекрутинга, найма, размещения и управления сотрудниками организации. HRM часто называют просто человеческими ресурсами (HR). Отдел кадров компании или организации обычно отвечает за создание, внедрение и надзор за политиками, регулирующими работников и взаимоотношениями организации с ее сотрудниками. Термин «человеческие ресурсы» впервые был использован в начале 1900-х годов, а затем более широко в 1960-х годах для описания людей, которые работают в организации в целом.
HRM – это управление сотрудниками с упором на этих сотрудников как на активы бизнеса. В этом контексте сотрудников иногда называют человеческим капиталом. Как и в случае с другими бизнес-активами, цель состоит в том, чтобы эффективно использовать сотрудников, снижая риски и максимизируя окупаемость инвестиций (ROI).
Термин «управление человеческим капиталом» (HCM) в современной HR-технологии используется чаще, чем термин «HRM». Термин HCM получил широкое распространение в крупных и средних компаниях и других организациях, использующих программное обеспечение для управления многими функциями HR.
Важность управления человеческими ресурсами
Роль практик HRM заключается в управлении людьми на рабочем месте для достижения миссии организации и укрепления культуры. При эффективной работе менеджеры по персоналу могут помочь нанять новых профессионалов, обладающих навыками, необходимыми для достижения целей компании, а также помочь в обучении и развитии существующих сотрудников для достижения целей.
Компания хороша ровно настолько, насколько хороши ее сотрудники, поэтому HRM является важной частью поддержания или улучшения здоровья бизнеса. Кроме того, менеджеры по персоналу могут отслеживать состояние рынка труда, чтобы помочь организации оставаться конкурентоспособной. Это может включать обеспечение справедливости компенсаций и льгот, планирование мероприятий, чтобы сотрудники не выгорели, а рабочие роли адаптированы в зависимости от рынка.
Как работает HRM?
Управление человеческими ресурсами работает через преданных своему делу специалистов по персоналу, которые несут ответственность за повседневное выполнение функций, связанных с персоналом. Обычно человеческие ресурсы включают целый отдел в каждой организации.
Отделы кадров в разных организациях могут различаться по размеру, структуре и характеру занимаемых ими должностей. Для небольших организаций нередко есть несколько специалистов по персоналу, каждый из которых выполняет широкий спектр HR-функций. В более крупных организациях могут быть более специализированные роли, с отдельными сотрудниками, занимающимися такими функциями, как набор, иммиграция и оформление виз, управление талантами, льготы, компенсации и многое другое. Хотя эти кадровые должности дифференцированы и специализированы, должностные функции могут частично совпадать.
Amazon – это пример крупной компании с несколькими типами специализированных кадровых должностей. На карьерном сайте Amazon перечислены 15 различных должностей HR:
- Помощник по персоналу
- HR-партнер по бизнесу
- Менеджер по персоналу
- Рекрутер
- Координатор по подбору персонала
- Сорсер
- Менеджер по подбору персонала
- Иммиграционный специалист
- LoA и специалист по размещению
- Специалист/менеджер по компенсациям
- Специалист/менеджер по льготам
- Специалист/менеджер по управлению талантами
- Специалист/менеджер по обучению и развитию
- Менеджер кадровых технологий/процессных программ
- Специалист/менеджер по HR аналитике
Цели управления человеческими ресурсами
Цели HRM можно разбить на четыре большие категории:
- Социальные цели. Принятые меры, отвечающие этическим и социальным потребностям или вызовам компании и ее сотрудников. Сюда относятся юридические вопросы, такие как равные возможности и равная оплата за равный труд.
- Организационные цели. Предпринятые действия, которые помогают обеспечить эффективность организации. Сюда относятся обучение, наем нужного количества сотрудников для выполнения конкретной задачи или поддержание высоких показателей удержания сотрудников.
- Функциональные цели. Руководящие принципы, используемые для правильного функционирования HR в организации в целом. Сюда относится обеспечение того, чтобы все ресурсы HR были задействованы в полной мере.
- Личные цели. Ресурсы, используемые для поддержки личных целей каждого сотрудника. Сюда относится возможность получения образования или карьерного роста, а также обеспечение удовлетворенности сотрудников.
В подразделении каждой организации цели HRM заключаются в следующем:
- Помощь организации достичь своих целей путем предоставления и поддерживания продуктивных сотрудников.
- Эффективное использование навыков и способностей каждого сотрудника.
- Проверка того, что сотрудники прошли надлежащую подготовку.
- Создание и поддержание положительного опыта сотрудников, высокого уровня удовлетворенности и качества жизни, чтобы сотрудники могли делать все возможное для своей работы.
- Эффективное доведение до сотрудников информации о соответствующих политиках, процедурах, правилах и положениях компании.
- Поддержание этической, правовой и социально ответственной политики и поведения на рабочем месте.
- Эффективное управление изменениями внешних факторов, которые могут повлиять на сотрудников в организации.
Навыки и обязанности менеджера по персоналу
HRM можно разбить на подразделы, обычно по этапам до приема на работу и после приема на работу, с назначением менеджера по персоналу для каждого из них. Различные области надзора за HRM могут включать в себя следующее:
- Подбор, адаптация и удержание сотрудников
- Управление талантами и управление персоналом
- Назначение должностных ролей и развитие карьеры
- Компенсации и льготы
- Соблюдение трудового законодательства
- Управление производительностью
- Тренировка и развитие
- Планирование преемственности
- Вовлеченность и признание сотрудников
- Тимбилдинг
Вот навыки, которые могут принести пользу менеджерам по персоналу:
- Отношения с трудовым коллективом
- Отношения с кандидатом на работу
- Поиск и подбор персонала
- Управление межличностными конфликтами
- Адаптация нового сотрудника
- Опыт работы с программным обеспечением и информационными системами для персонала
- Управление производительностью
- Обслуживание клиентов
- Управление проектом
Программное обеспечение HRM
Практически во всех областях HRM есть сложное программное обеспечение, которое в той или иной степени автоматизирует многие HR-процессы, а также другие дополнительные функции, такие как аналитика. Например, при приеме на работу кандидатов на работу наблюдался огромный рост числа программных платформ и систем, которые помогают как работодателям, так и соискателям работы в электронном виде сопоставлять организации и кандидатов друг с другом, а затем помогают управлять процессами собеседований, найма и трудоустройства.
В то время как некоторые программные системы HRM начинались локально, почти все области HR-технологий, особенно системы HCM, переходят на облачные платформы программного обеспечения как услуги (SaaS).
Возможности и требования карьерного роста в HRM
Если вы хотите начать карьеру в сфере управления персоналом, обычно требуется степень бакалавра. Некоторые учебные заведения предлагают специальные степени в области управления человеческими ресурсами, что может быть одним из путей к должности начального уровня в сфере управления персоналом.
Еще один способ получить работу в сфере управления персоналом – пройти курс бакалавриата в смежной области, например, в бизнес-администрировании. Кроме того, несколько лет опыта работы на должностях, требующих большого объема операций, могут оказаться ценными при переходе на должности HR.
Для тех, у кого отсутствует соответствующая степень бакалавра или переводимый опыт работы, существуют также программы магистратуры с учетом специфики кадров, которые помогут сформировать необходимые знания, навыки и квалификацию.
Современная история HRM
Рождение современного управления человеческими ресурсами восходит к 18 веку. Британская промышленная революция, породившая множество крупных фабрик, вызвала беспрецедентный всплеск спроса на рабочих.
Поскольку многие из этих рабочих работаюли сверхурочно (часто около 16-часового рабочего дня), становилось все более очевидным, что счастье рабочих имеет сильную положительную корреляцию с производительностью. Стремясь максимизировать окупаемость инвестиций, начали внедряться программы обеспечения удовлетворенности рабочих. Кроме того, условия труда на заводе выдвинули на первый план вопросы безопасности и прав рабочих.
Ранние отделы кадров в организациях в 20 веке часто назывались отделами управления персоналом. Отделы управления персоналом занимались соблюдением законодательства и вопросами, связанными с сотрудниками, а также внедряли программы обеспечения удовлетворенности сотрудников и безопасности на рабочем месте. После Второй мировой войны в США отделы управления персоналом обратили внимание на учебные программы армии и стали уделять особое внимание обучению сотрудников.
«Человеческими ресурсами» отделы кадров стали называть себя в 1970-х годах. Основным фактором, который отличает HR от управления персоналом, является технологическая поддержка улучшенных коммуникаций и доступа к индивидуальной информации о сотрудниках.
HRM тренды
Возможности карьерного роста в сфере управления человеческими ресурсами остаются хорошими. The Wall Street Journal в анализе данных, опубликованных Бюро статистики труда (BLS), оценил должность «менеджер по персоналу» как 35-ю (из 800) наиболее перспективных и многообещающих, исходя из средней заработной платы в 2018 году и прогнозируемых вакансий в 2028 году.
В целом человеческие ресурсы как область находятся на подъеме. Компании все больше осознают стратегические преимущества, которые может внести хороший HR-отдел, и соответственно инвестируют в них. В результате растет спрос на вакансии в сфере управления персоналом. Ожидается, что только в США с 2018 по 2028 год количество должностей менеджеров по персоналу вырастет на 7%. Кроме того, перспективы заработной платы остаются хорошими.
Предприниматель, бизнес-тренер, специалист по обучению персонала по следующим темам: менеджмент, улучшение клиентского опыта, личная эффективность, работа с возражениями.