Основное влияние на спрос в любом бизнесе оказывает цена. При этом для индустрии красоты не всегда в приоритете именно низкая стоимость. Часто первостепенное значение имеет престижность обслуживания в дорогом салоне. Помимо ценовых, также существуют и неценовые факторы, влияющие на спрос парикмахерских услуг, зная которые, вы сможете сделать свой бизнес прибыльным независимо от внешних обстоятельств.

Финансовые аспекты спроса

Парикмахерские услуги не относятся к категории товаров первой необходимости, а потому завышенная цена, как правило, существенно снижает потребительский спрос. В большей степени это касается дополнительных процедур (укладка, покраска, ламинирование, бритье). Влияние цены на востребованность услуги напрямую связано с двумя параметрами:

  1. Сколько конкурентов работает в вашей бизнес-зоне и каковы их расценки. Если ваши цены, при прочих равных условиях, отличаются более чем на 3% от цен ваших конкурентов, это существенно повлияет на спрос. При этом, если вы работаете в эконом или в среднем классе для привлечения клиентов требуется снижать цену, а если вы являетесь элитным салоном — повышать, поскольку это создает впечатление получения услуг более высокого качества.
  2. Уровень дохода (покупательная способность) населения в вашем районе и по стране в целом. Услуги будут востребованы, когда размер среднего чека клиента не превышает 5% его среднемесячного дохода.

Эти составляющие нельзя рассматривать по отдельности. Так, например, если в вашем районе пять элитных парикмахерских и всего одна эконом класса, это говорит о том, что уровень дохода местного населения (потока клиентов) очень высок и, при относительно малой конкуренции, рынок для салона эконом класса будет отличаться низким спросом. При этом, если покупательная способность в целом по стране снизится (произойдет экономический кризис, вырастут цены на продовольственные товары и коммунальные услуги), для клиентов элитных салонов это не будет настолько ощутимо, как для посетителей бюджетной парикмахерской.

С другой стороны, общее снижение дохода населения, почти всегда провоцирует рост спроса на услуги частных мастеров парикмахеров, работающих на дому, которым не требуется платить за аренду помещения и коммунальные услуги.

Как отражается на парикмахерской сезонность рынка

Даже при относительно стабильном состоянии экономики спрос на парикмахерские услуги зависит от сезона. Поток клиентов обычно увеличивается в следующие месяцы:

  • Март — в преддверии 8 марта, а также с наступлением тепла и периода избавления от головных уборов;
  • Конец мая и первая половина июня — время выпускных балов и подготовки к отпуску (лету);
  • С конца августа и до конца октября — подготовка к началу учебного года, оздоровление волос после отпуска, период свадеб;
  • Конец декабря — подготовка к новогодним праздникам.

Наименьший спрос в течение года отмечается в январе и июле. И в эти месяцы салон красоты имеет более высокий потенциал, чем обычная парикмахерская, поскольку он может предложить дополнительные услуги, которые будут пользоваться спросом независимо от сезона (массаж, чистка лица, лазерная эпиляция, татуаж).

Косвенные факторы спроса

В целом спрос и предложение на рынке парикмахерских услуг неразрывно связаны с модой. К примеру, если десять лет назад мужчины редко носили бороды, то сегодня модные течения позволяют парикмахерам повсеместно открывать барбершопы, представляющие целый ряд услуг для мужчин. С другой стороны, данные статистики демонстрируют, что на актуальном рынке практически не востребован такой вид услуг как химическая завивка волос, на смену которой пришло выпрямление.

Модным нередко является и сам факт посещения конкретного мастера. Так современные дорогие салоны часто имеют прозрачные фасады, посетители которых считают престижным быть замеченными во время прохождения процедуры. На это влияет не только мода, но и активность рекламы самой парикмахерской. Масштабная рекламная кампания позволяет привлечь даже тех клиентов, для которых в реальности услуги вашего салона могут являться слишком дорогими.

Высокий уровень влияния на спрос оказывает технический прогресс, включающий в себя как доступность для потенциальных клиентов широкого перечня бытовой техники для самообслуживания, а также информации о технологиях и методиках, применяемых мастерами, так и появление новых услуг (горячая стрижка, различные виды наращивания волос). К примеру, заполнение рынка недорогими бытовыми машинками для стрижки, способствовало тому, что значительная часть клиентов парикмахерских эконом класса (мужчины и мальчики) практически полностью отказались от услуг мастеров.

Временно снижают спрос и глобальные события: природные катаклизмы или длительная непогода (шторма, сильные морозы, обильные снегопады, продолжительная летняя жара), военно-политические конфликты и перевороты, религиозные праздники.

Принимая во внимание все факторы, влияющие на спрос парикмахерских услуг, вы сможете разработать для своего бизнеса стратегию снижения негативного эффекта сезонности, предусмотреть антикризисные услуги на периоды экономического спада, а также привлечь внимание клиентов новыми технологиями и преимуществами.