До сих пор зарабатывание денег в играх было в основном односторонним процессом. Однако психология игр изменилась. Игроки хотят играть более активную роль в играх, в которые они играют. Они хотят получать вознаграждение за время, проведенное в Интернете.
GameFi – это словосочетание, образованное от слов «game» – «игра», и «finance» – «финансы», и один из самых обсуждаемых секторов в Web3. GameFi относится к монетизированию видеоигр. Он характеризуется бизнес-моделью «play-to-earn» («играй и зарабатывай») (P2E) и в основном относится к играм на блокчейне, которые предлагают игрокам токенизированные стимулы, обеспечивая при этом рамки для игрока как владельца, а не стандартного игрока как потребителя.
Мы расскажем вам о мире GameFi: от того, что это такое и как это работает, до его происхождения и различных версий владения.
Что такое GameFi?
Как уже упоминалось ранее, термин «GameFi» представляет собой комбинацию слов «игра» и «финансы», и впервые он был введен в твиттере Андре Кронье, генерального директора Yearn Finance, в 2020 году. GameFi сочетает технологию блокчейн, невзаимозаменяемые токены (NFT) и игровую механику для создания виртуальной среды, в которой игроки могут участвовать и получать токены.
До недавнего времени видеоигры размещались на централизованных серверах, давая разработчикам и издателям права на все, что находится в их играх. Это означало, что игроки не имели фактического права собственности или контроля над цифровыми предметами, накопленными за часы – или годы – игры. Эти предметы варьируются от оружия и костюмов (также известных как «скины») до аватаров и виртуальных земель – очень немногие из них имеют какую-либо ценность вне игры. Таким образом, у игроков не было реального способа получить компенсацию за проведенное в сети время или разделить стоимость заработанных ими внутриигровых активов, не следуя по пути профессионализма (например, ведя влог, транслируя видео на Twitch или участвуя в турнирах).
Однако с проектами GameFi дело обстоит иначе. Игроки этих игр могут получать внутриигровые награды, выполняя задания и продвигаясь по различным игровым уровням. В отличие от традиционных внутриигровых валют и предметов, эти награды имеют измеримую ценность за пределами игровой экосистемы.
Например, игровые предметы, выдаваемые в виде NFT или токенов за достижения, могут продаваться на торговых площадках NFT и криптовалютных биржах; таким образом, этот сектор получил название «играй и зарабатывай».
Важно отметить, что «играй и зарабатывай» – это популярная номенклатура, но игра в GameFi не обходится без риска, включая потенциально высокие первоначальные затраты, которые игрок может потерять или не окупить.
Как работает GameFi?
Почти все игры на основе блокчейна сопровождаются соответствующей внутриигровой валютой, рынком и экономикой токенов. В отличие от традиционных игр, здесь нет централизованного органа управления. Вместо этого проекты GameFi обычно управляются и регулируются сообществом, а игроки даже могут принимать участие в принятии решений.
Хотя механика и экономика отдельных проектов GameFi может отличаться, есть несколько общих черт:
- Технология блокчейн. Проекты GameFi работают на основе распределенного реестра блокчейн. Это позволяет отслеживать права собственности игроков и обеспечивает прозрачность всех транзакций.
- Бизнес-модель «play-to-earn». В отличие от традиционных игр, где пользователи играют, чтобы выиграть, проекты GameFi используют модель P2E. Эти игры стимулируют игроков играть и прогрессировать в игре, предлагая вознаграждения, которые имеют измеримую ценность вне игры. Как правило, это вознаграждения в виде внутриигровых криптовалют или NFT.
- Владение активами. В традиционных играх внутриигровые покупки – это непередаваемые инвестиции, запертые в рамках одной игры. В P2E игроки владеют своими внутриигровыми токенизированными активами. В большинстве примеров они могут обменивать их на криптовалюты и, в конечном итоге, на фиатные деньги. Активы могут варьироваться от доспехов до участка виртуальной земли, которые токенизируются на блокчейне.
- Решения DeFi. Многие проекты GameFi могут также включать элементы децентрализованных финансов (DeFi), такие как выращивание урожая, добыча ликвидности и стейкинг. Они предоставляют игрокам дополнительные возможности для увеличения своих токенов.
История игр – от «купи, чтобы играть» к «играй и зарабатывай»
До недавнего времени игры делились на две основные модели монетизации: платные и бесплатные. Однако сейчас начала появляться новая модель, получившая название «играй и зарабатывай». Вот краткий обзор того, как менялась экономика игр на протяжении многих лет.
Платные игры/Pay-to-Play (P2P): первые видеоигры
Все началось с аркадных игр в начале 1970-х годов. Аркадные видеоигры работали по модели «pay-per-play» («плати за игру»). Как следует из названия, игры оплачивались по факту игры. Посетители аркад должны были выложить небольшую сумму, чтобы насладиться одним или двумя раундами игры. Это было очень выгодно. К 1982 году годовой доход индустрии аркадных видеоигр составил $8 млрд, превысив доходы от поп-музыки ($4 млрд) и голливудского кинопроката ($3 млрд) вместе взятых.
Когда в 1972 году на сцене появились домашние консоли, разработчики игр увидели необходимость внедрения новой модели доходов: одноразовой оплаты. В отличие от «pay-per-play», требующей постоянных микротранзакций, которые геймеру менее охотно приходится совершать (ведь он уже вложил деньги в консоль и саму игру), новый метод оплаты означал, что игроки могли просто заплатить единовременную сумму, чтобы получить полный доступ к игре. В качестве примеров можно привести FIFA и Super Mario Brothers.
В конце 90-х годов появились модели подписки – игры, в которых игроку необходимо регулярно платить абонентскую плату, чтобы сохранить доступ ко всем частям игры. Этот метод был особенно популярен в MMORPG (массовых многопользовательских ролевых онлайн-играх), таких как Tibia, RuneScape и World of Warcraft.
Затем появились пакеты расширений и загружаемый контент (DLC), в которых пользователям предлагалось потратить дополнительные средства, чтобы разблокировать премиальные предметы, такие как «скины», дополнительные карты и сюжетные линии, лучшее оружие и внутриигровые преимущества.
Бесплатные игры/Free-to-Play (F2P): следующая глава гейминга
В бизнес-модели «free-to-play» (F2P) игроки имеют бесплатный доступ к основной части игры, но им предлагается потратить деньги на улучшения, такие как дополнительные жизни, неограниченное игровое время, цифровая валюта, персонализированные аватары и специальные «скины», дополнительный контент и возможность играть без рекламы.
На заре существования магазина Apple App Store, который был запущен в июле 2008 года, большинство ранних мобильных игр, таких как Angry Birds, например, были основаны на традиционной премиальной модели (т.е. с предварительной оплатой игры).
В октябре 2009 года App Store были введены встроенные покупки бесплатных приложений, позволяющие игрокам приобретать цифровые предметы, такие как внутриигровая валюта и ресурсы, для улучшения своего опыта.
Вскоре после этого такие популярные мобильные игры, как Angry Birds, Temple Run и Plant vs. Zombies, перешли от премиум-модели к тому, что мы называем «freemium». Видеоигры, такие как DOTA 2 и Team Fortress 2, быстро последовали этому примеру, приняв бизнес-модель «free-to-play» и предлагая покупаемые «скины». Среди других популярных F2P-игр – Fortnite, Call of Duty: Warzone и Apex Legends. Сегодня более 90% приложений в App Store и Google Play бесплатны.
Общим для этих двух моделей монетизации является то, что для того, чтобы игрок мог зарабатывать на P2P или F2P играх, ему, как правило, необходимо либо транслировать свой игровой процесс, либо побеждать в киберспортивных турнирах. Короче говоря, только очень избранные игроки могут монетизировать свое время, проведенное в Интернете за играми P2P и F2P.
«Играй и зарабатывай» (P2E) и появление GameFi
В 2017 году на Ethereum была запущена CryptoKitties, первая широко известная блокчейн-игра. Вскоре после этого был запущен ряд других децентрализованных блокчейн-игр, включая Ether Shrimp Farm, Ether Cartel и Pepe Farm. Эти игры используют экономическую модель P2E, которая предоставляет игрокам возможность монетизировать свое время, проведенное за игрой.
Однако только после глобальной пандемии в 2020 году модель P2E получила реальное развитие. Поскольку многие были привязаны к дому из-за ограничений, связанных с изоляцией, игры P2E предоставили возможность заработать токены для обычных людей.
Как упоминалось ранее, до P2E экономика в играх обычно текла от игрока к издателю. Однако в модели P2E игроки получают компенсацию за свои усилия и время, проведенное в сети, в виде цифровых активов, которые имеют ценность вне игры и могут со временем дорожать. Поскольку эти активы хранятся в блокчейне, они принадлежат игрокам, а не разработчику игры. Важно отметить, что стоимость цифровых активов непостоянна и со временем может обесцениваться.
В P2E-играх внутриигровые активы обычно представлены в виде NFT, которые игроки могут получить в результате продвижения в игре и игрового процесса (например, участвуя в определенных заданиях, вызовах, дуэлях и соревнованиях). Преимущество этих NFT в том, что их можно обменять на криптовалюты, которые затем можно обменять на фиатные валюты на сторонних биржах, что открывает совершенно новый мир цифровой экономики. Примерами популярных P2E-игр являются Axie Infinity, The Sandbox и Decentraland.
В отличие от традиционных видеоигр, где разработчики контролируют всю внутриигровую экономику, игроки в P2E-играх имеют право собственности и контроля над своими цифровыми активами. Они даже могут участвовать в принятии игровых решений и помогать формировать будущее игры путем накопления токенов.
Возьмем, к примеру, Axie Infinity – игру на базе Ethereum, которая приобрела популярность в 2021 году, а в марте 2022 года стала самой посещаемой в мире NFT. В игре Axie Infinity игроки собирают, разводят, тренируют и сражаются с существами, называемыми «Осями». В отличие от обычных внутриигровых предметов, каждая «ось» может быть обменяна на рынке игры на реальные деньги (для сравнения: самая дорогая «ось», которая когда-либо продавалась, стоила $820 000).
В игре есть две собственные криптовалюты: Axie Infinity Shards (AXS), которую можно купить и продать на биржах, и Smooth Love Potion (SLP), которую игроки зарабатывают, играя в игру. AXS также используется в качестве токена управления, позволяя держателям токенов голосовать за будущее развитие игрового процесса.
При всем этом такие игры, как Axie Infinity, могут иметь высокую стоимость входа. Для того чтобы начать играть, пользователи должны купить трех персонажей-питомцев. Раньше создание средней команды обходилось примерно в 300 долларов США, но с тех пор цены снизились примерно на треть.
Несмотря на снижение цены, эта первоначальная стоимость все еще является огромным барьером для многих, тем более что подавляющее большинство игроков в блокчейн-игры в настоящее время являются жителями развивающихся стран. Это препятствие привело к появлению игровых гильдий – платформ, позволяющих владельцам NFT предоставлять взаймы внутриигровые активы (NFT) в обмен на долю генерируемых активов, – которые снижают значительные первоначальные затраты для потенциальных участников. Наиболее известной гильдией является Yield Guild Games (YGG).
Популярные игры для заработка
1. Axie Infinity
Axie Infinity – это онлайн-видеоигра на основе NFT, разработанная вьетнамской студией Sky Mavis. В ней игроки могут собирать, разводить, выращивать, сражаться и даже торговать существами на основе токенов, известными как «Оси». На пике популярности в ноябре 2021 года компания, по сообщениям, насчитывала 2,7 миллиона активных ежедневных пользователей.
2. Decentraland
Созданный Ариэлем Мейлихом и Эстебаном Ордано, Decentraland – это виртуальный мир, работающий на Ethereum. В нем игроки могут покупать виртуальные участки земли как NFT, используя криптовалюту MANA. Затем они могут покупать и продавать принадлежащие им участки земли или сдавать их в аренду другим игрокам на платформе.
3. The Sandbox
The Sandbox – это виртуальная метавселенная, где игроки могут играть, строить, владеть активами и использовать свой виртуальный опыт. Она предоставляет своим пользователям инструменты для создания собственных 3D-игр и впечатлений, которыми они могут делиться, сдавать в аренду или продавать в обмен на токены. The Sandbox использует несколько различных токенов для обеспечения экономики замкнутого цикла между четырьмя типами пользователей платформы: игроками, создателями, кураторами и владельцами земли. Эти токены включают SAND – токен, используемый в экосистеме The Sandbox; LAND – цифровой объект недвижимости в метавселенной The Sandbox; и ASSETS – токен, создаваемый игроками, которые создают пользовательский контент (UGC).
4. Game of Silks
Silks использует метавселенную с поддержкой блокчейна для создания цифровой параллели реального мира скачек чистокровных лошадей. Каждая цифровая лошадь Silks Horse NFT является производной от реальной скаковой лошади, а это значит, что каждый раз, когда скаковая лошадь выигрывает скачки или приносит потомство в реальном мире, владелец соответствующей лошади Silks Horse зарабатывает токены (STT). Помимо лошадей Silks, пользователи платформы могут владеть, торговать и взаимодействовать с аватарами Silks, землей, конюшнями и множеством других внутриигровых NFT. Они также могут зарабатывать вознаграждения с помощью уникального механизма стейкинга.
5. CryptoBlades
CryptoBlades, запущенная на BNB Chain и разработанная компанией Riveted Games, является P2E ролевой игрой, которая вознаграждает игроков токенами SKILL после победы над врагами и участия в рейдах. Игроки могут торговать своими персонажами и оружием на открытом рынке или делать ставки на заработанные токены SKILL, чтобы получить в награду дополнительные токены.
Как начать работу с GameFi
1. Создайте криптокошелек
Для совершения внутриигровых транзакций и хранения виртуальных валют и NFT, собранных во время игры, вам понадобится криптокошелек. Существует множество различных кошельков для криптовалюты, но большинство игр требуют использования определенных кошельков. Обязательно посетите официальный сайт игры, чтобы узнать, какие кошельки она поддерживает.
2. Свяжите кошелек с игрой
В отличие от традиционных игр, требующих ввода имени пользователя и пароля, в блокчейн-играх в качестве аккаунта используется ваш криптокошелек. Чтобы избежать мошенничества, используйте только кошельки, загруженные из официальных магазинов приложений, которые имеют прямую ссылку на официальный сайт кошелька. Кроме того, в качестве дополнительной меры предосторожности рекомендуется использовать разные кошельки для каждой игры, в которую вы играете.
3. Пополните кошелек
Вам необходимо предварительно пополнить свой криптокошелек совместимой криптовалютой, чтобы приобрести любые стартовые предметы (т.е. персонажей или собственные криптотокены), необходимые для игры.
Будущее GameFi
По оценкам, в мире насчитывается 3,24 млрд геймеров, что открывает огромные возможности для роста развивающегося сектора GameFi. Только в 2021 году инвесторы влили более $3,6 млрд в криптоигровые стартапы, что делает 2021 год знаковым для развивающейся индустрии.
По мнению многих отраслевых комментаторов, гейминг представляет собой наиболее вероятный путь к широкому распространению блокчейна. Это мнение подтверждается отчетом DappRadar x BGA Games, который показал, что в марте 2022 года блокчейн-игры привлекли 1,22 миллиона уникальных активных кошельков (UAW).
Тем не менее, игровое сообщество сопротивляется играм на основе блокчейна – особенно когда речь идет об игровой механике и NFT.
Вот препятствия на пути к широкому распространению:
- Игровая механика. В настоящее время, отчасти из-за названия, основной привлекательной чертой игр на блокчейне можно назвать зарабатывание денег, что вызывает отвращение у некоторых геймеров. Для того чтобы GameFi стала мейнстримом, было высказано предположение, что необходимо сместить акцент с менталитета «криптовалюта – прежде всего, игра – во вторую очередь», который сейчас так распространен, на тот, который ставит игровой опыт на первое место. Если игра не будет достаточно высокого уровня, чтобы привлечь и удержать геймеров без финансового стимула, то у нее будет очень мало шансов привлечь традиционных геймеров и привлечь аудиторию за пределами криптовалют.
- NFT. Распространенная критика недоброжелателей GameFi заключается в том, что включение NFT в игры – это очередная бессовестная нажива. Как говорилось ранее, геймеры уже давно подвергаются различным экспериментам по монетизации, от загружаемого контента до случайных коробок с лутбоксами – все с разной степенью успеха. С точки зрения некоторых геймеров, NFT – это просто новый способ для разработчиков нарядить микротранзакции, которые геймеры ненавидят уже несколько десятилетий, не привнося в игру никакой реальной ценности. Существуют также опасения, что, помимо дороговизны, эти NFT будут давать несправедливые преимущества в игре, что еще больше снизит качество игрового процесса.
Многие энтузиасты GameFi объясняют такой негативный взгляд на ситуацию грубым непониманием технологии блокчейн и того, как она работает. Как и в случае с криптовалютами в целом, одним из самых больших препятствий на пути к массовому внедрению является отсутствие понимания. Чтобы решить эту проблему и развеять все опасения, разработчикам необходимо вкладывать время и энергию не только в улучшение игровой механики, но и в улучшение понимания и восприятия общественностью технологии блокчейн и GameFi.
Согласно недавнему отчету Crypto.com, Naavik и BITKRAFT Ventures, рынок блокчейн-игр будет расти со среднегодовым темпом роста (CAGR) 100%, с $1,5 млрд в 2021 году до $50 млрд в 2025 году. Это в 20 раз больше, чем прогнозируемый ~10% годовой темп роста для традиционной игровой индустрии. Если игры на блокчейне могут обеспечить геймерам такую же ценность (или удовольствие), как и традиционные игры – с дополнительным потенциалом заработка – тогда потенциал GameFi действительно не ограничен.
Какой бы точки зрения вы ни придерживались по поводу GameFi, двух вариантов быть не может – это один из самых горячих криптосекторов, появившихся в 2021 году. За ним стоит следить.
Экономист, финансовый аналитик, трейдер, инвестор. Личные интересы – финансы, трейдинг, криптовалюты и инвестирование.