Спрос в экономике – это желание и способность потребителя приобрести товар или услугу. Это основная сила, которая стимулирует экономический рост и расширение. Без спроса ни один бизнес не стал бы заниматься производством чего-либо.
Детерминанты спроса
Существует пять факторов, определяющих спрос. Самым важным из них является цена самого товара или услуги. Во-вторых, цена сопутствующих товаров, независимо от того, являются ли они заменителями или дополнительными.
Следующие три фактора определяются обстоятельствами.
- Доходы потребителей или то, сколько денег они могут потратить.
- Вкусы или предпочтения покупателей в том, что они хотят приобрести. Если они предпочитают электромобили, чтобы сэкономить на бензине, то спрос на автомобили с бензиновыми двигателями упадет.
- Ожидания потребителей относительно того, будет ли цена расти. Если они обеспокоены будущей инфляцией, то будут делать запасы уже сейчас, тем самым стимулируя текущий спрос.
Закон спроса
Закон спроса регулирует взаимосвязь между количеством спроса и ценой. Этот экономический принцип описывает то, что вы уже интуитивно знаете. Если цена растет, люди покупают меньше. Также верно и обратное. Если цена падает, люди покупают больше.
Но цена – не единственный определяющий фактор. Закон спроса верен только в том случае, если все остальные определяющие факторы не меняются.
В экономике это называется Ceteris paribus, что означает «при прочих равных условиях». Закон спроса формально утверждает, что при прочих равных условиях величина спроса на товар или услугу обратно пропорциональна цене.
График спроса
График спроса – это таблица или формула, которая показывает, сколько единиц товара или услуги будет востребовано при различных ценах, при прочих равных условиях. Вот пример графика спроса:
Количество говядины, покупаемой по каждой цене
Цена за килограмм | Количество (в килограммах) |
$6,92 | 5 |
$7,1 | 4,9 |
$7,38 | 4,75 |
$7,60 | 4,7 |
$7,70 | 4,65 |
$7,76 | 4,65 |
$8,02 | 4,55 |
$8,18 | 4,45 |
$8,90 | 4,25 |
Кривая спроса
Если вы построите график, сколько единиц товара вы бы купили по разным ценам, то вы построите кривую спроса. Она графически изображает данные, подробно описанные в графике спроса.
На приведенном выше графике цена находится на оси «x», а количество купленных единиц – на оси «y». При P2, более высокой цене, люди будут покупать только Q0, меньшее количество. Если цена упадет до P1, то количество покупаемого товара увеличится до Q1.
Если кривая спроса относительно плоская, то люди будут покупать гораздо больше, даже если цена изменится незначительно. Когда кривая спроса достаточно крутая, то количество спроса не сильно меняется, даже если цена меняется.
Эластичность спроса
Эластичность спроса означает, насколько больше или меньше меняется спрос при изменении цены. Она измеряется в виде коэффициента. Это процентное изменение востребованного количества, деленное на процентное изменение цены.
Существует три уровня эластичности спроса:
- Единичная эластичность – это когда спрос изменяется на тот же процент, что и цена.
- Эластичный спрос – когда спрос изменяется на больший процент, чем цена.
- Неэластичный спрос – когда спрос изменяется на меньший процент, чем цена.
Совокупный спрос
Совокупный спрос, или рыночный спрос – это спрос со стороны группы людей. Он определяется пятью детерминантами индивидуального спроса. Есть еще и шестой: количество покупателей на рынке.
Совокупный спрос можно измерить для страны. Это количество товаров или услуг, производимых страной, которое требуется населению всего мира. По этой причине он состоит из тех же пяти компонентов, что и валовой внутренний продукт:
- Потребительские расходы
- Инвестиционные расходы предприятий
- Государственные расходы
- Экспорт
- Импорт, который вычитается из совокупного спроса и ВВП
Предприятия зависят от спроса
Все предприятия пытаются понять и направлять потребительский спрос. Они пытаются понять его с помощью маркетинговых исследований. Они пытаются направлять его с помощью маркетинга, включая связи с общественностью и рекламу.
Компании с конкурентными преимуществами привлекают больше спроса. Одно из преимуществ – быть поставщиком с низкими ценами. Например, Costco предлагает оптовые закупки по низким ценам за единицу товара. Другое преимущество – быть самым инновационным. Компания Apple устанавливает более высокие цены, потому что она первой выпускает на рынок новые продукты.
Если что-то пользуется большим спросом, предприятия получают больше прибыли. Если они не могут производить больше достаточно быстро, цена повышается. Если рост цен сохраняется в течение долгого времени, то это инфляция.
Если спрос падает, то предприятия снижают цены. Они надеются, что этого будет достаточно, чтобы переключить спрос с конкурентов и занять большую долю рынка. Если это не сработает, они будут внедрять инновации и создавать более качественный продукт. Если спрос по-прежнему не восстанавливается, то компании будут производить меньше и увольнять работников. Если это происходит повсеместно, то это может привести к экономическому спаду. Эта фаза делового цикла приводит к рецессии.
Спрос и фискальная политика
Чтобы предотвратить инфляцию или рецессию правительства также пытаются управлять спросом. Эта идеальная ситуация называется «экономикой Златовласки».
Политики используют фискальную политику, чтобы повысить спрос в период рецессии или снизить его во время инфляции. Чтобы повысить спрос, они либо снижают налоги, либо закупают больше товаров и услуг. Они также могут предоставлять субсидии предприятиям или льготы отдельным лицам, например, пособия по безработице. Спрос увеличивается за счет повышения уверенности и создания достаточного количества рабочих мест. Исследования показывают, что лучшим способом создания таких рабочих мест являются государственные расходы на общественный транспорт и образование.
Чтобы снизить спрос, правительства могут повысить налоги, сократить расходы или отменить субсидии и льготы. Это часто возмущает бенефициаров и приводит к тому, что избранные чиновники покидают свои посты.
Спрос и денежно-кредитная политика
В основном борьба с инфляцией возлагается на денежно-кредитную политику. Наиболее эффективным инструментом для снижения спроса является повышение процентных ставок. Это сокращает денежную массу и уменьшает объем кредитования. Имея меньше средств, потребители и предприятия могут хотеть большего, но у них меньше денег для этого.
Есть мощные инструменты для стимулирования спроса, например, снижение процентных ставок и увеличение денежной массы. Имея больше денег для трат, предприятия и потребители могут покупать больше.
Если безработица остается высокой в течение длительного периода времени, то у потребителей не хватает денег на удовлетворение основных потребностей. Никакие низкие процентные ставки им не помогут, потому что они не смогут воспользоваться дешевыми кредитами. Им нужна работа, чтобы обеспечить доход и уверенность в завтрашнем дне. Именно в этот момент правительство должно вмешаться с помощью экспансионистской фискальной политики.
Часто задаваемые вопросы
Что такое экономика спроса?
Экономика спроса – это еще один способ обозначения кейнсианской экономической теории. Во время Великой депрессии британский экономист Джон Мейнард Кейнс выдвинул теорию о том, что спрос является движущей силой экономики, и что стимулирование спроса может улучшить состояние экономики. Это противоположность экономике предложения.
Что такое избыточный спрос в экономике?
Избыточный спрос возникает, когда предложения недостаточно для удовлетворения спроса по текущим ценам. Другими словами, существует нехватка или дефицит предложения.
Экономист, финансовый аналитик, трейдер, инвестор. Личные интересы – финансы, трейдинг, криптовалюты и инвестирование.