Несмотря на увеличение эффективности общественного транспорта, популярность услуг частных автоперевозок продолжает расти. В связи с этим присутствует стабильный спрос на услуги перевозок такси во всех категориях (от «эконом» до «люкс»). Более того, число желающих работать водителем такси превышает количество имеющихся в эксплуатации, удовлетворяющих высоким требованиям таксопарков и агрегаторов автомобилей. В связи с этим растет и институт предоставления частных автомобилей в наем для работы в такси. Что это за требования и как сдать автомобиль в аренду Яндекс Такси (в качестве конкретного примера) расскажем далее.

Экономика вопроса

Главный вопрос – зачем вообще человеку, у которого есть качественная, новая иномарка связываться с тем, чтобы лишаться своего транспорта (пусть, и за плату) – каковы преимущества такой стратегии? Главное из них – это выгодно. Данное понятие имеет сравнительную основу, поэтому для обоснования данного тезиса необходимо проведение анализа данного (сдача авто в аренду) и альтернативных способов вложения средств.

Да, речь идет о деньгах. То есть, «плясать» предлагается от капитала: предположим, у инвестора есть некая сумма денег и альтернативные направления ее размещения. Так вот обоснуем, почему купить на данную сумму автотранспортное средство и начать сдавать его в аренду для работы в такси – это более выгодный вид занятий, чем возможные альтернативы.

Расчет дохода от сдачи автомобиля в аренду

И начать предлагается с рассмотрения экономики процесса самой аренды. Сервис Яндекс.Такси принимает в аренду легковые транспортные средства для работы, в качестве такси, у всех желающих на следующих ценовых условиях:

  • Класс «Премиум» – от 6 тыс. р. в календарные сутки.
  • Класс «Бизнес» — от 3,5 тыс. р. в календарные сутки.
  • Класс «Комфорт» – от 2,2 тыс. р. в календарные сутки.
  • Класс «Эконом» – от 1,3 тыс. р. в календарные сутки.

Теперь, если рассмотреть еще более конкретный случай нового автомобиля эконом-класса, который приобретается специально для того, чтобы в дальнейшем работать в такси, то его стоимость лежит в пределах 850-950 тыс. рублей. Эта цена включает:

Рассчитаем же возможную доходность этого предприятия:

Многие компании, предоставляющие услуги такси, декларируют условия «6+1». Это означает, что оплачиваться будут только 6 дней пользования вашим автомобилем, сдаваемым такой компании в аренду, из семи (предполагается, что седьмой день будет уходить на возможную профилактику). Однако все представляют, что это не так – скорей всего, машина с гарантией будет эксплуатироваться в режиме 24/7, особенно, в период «завалов» и «авралов».

Сервис Яндекс.Такси в данном случае выступает эталоном бизнес-откровенности, предлагая арендаторам данную тарифную сетку при условии 100%-ного задействования их транспорта. Итак:

1,2 тыс. р. × 365 = 474,5 тыс. р. заработает ваш автомобиль в год в случае передачи его в аренду для работы в Яндекс.Такси. При стоимости транспортного средства по верхней планке – 950 тыс. р. получаем, что за год владелец машины получает 50% ее стоимости, полностью отбивая вложения через 2 года! Но это пока только теория.

Сокращающие прибыль обстоятельства

На практике в процессе эксплуатации автомобиля неизбежно будут возникать случаи форс-мажорных событий, которые будут существенно урезать величину прибыли арендодателя. Перечислим эти события:

Попадание транспортного средства в ДТП, ущерб которого оценивается в пределах франшизы по КАСКО

Современное законодательство направлено исключительно на защиту интересов страховщиков. В частности, забрать свой ущерб деньгами владелец пострадавшего в ДТП автомобиля уже не может – только ремонт и только в ремонтных мастерских, одобренных страховщиком. Это может означать многомесячный простой транспортного средства и длительные судебные тяжбы.

В связи с этим, заключая договор аренды что непосредственно с водителем такси, что с агрегатором, что с автопарком, рекомендуется изначально договариваться, что франшиза по договору страхования будет устанавливаться по наивысшей планке, а ущерб в ДТП в данном лимите будет покрываться водителем и собственником авто в пропорции 50/50. Агрегатор или таксопарк в данном случае от участия в расходах, как правило, устраняются.

Это хоть и приведет к потере некоторого количества денег, зато позволит не упустить потенциальную выручку во время необоснованного простоя транспортного средства (ТС) в сервисе страховщика в ожидании ремонта.

Штрафы ГИБДД

Традиционно при таком договоре штрафы полностью ложатся на водителя. Гарантией исполнения его обязательств по ним будет выступать залог, который предусмотрен в таких договорах. И здесь интересы арендодателя полностью защищены. Но вот что касается простоя при возможной эвакуации автомобиля на штрафстоянку, то эта потеря для владельца окажется существенно больше.

Для указанных случаев выход один – ответственно подходить к подбору персонала, то есть, водителей сдаваемого в аренду ТС. Желательно, чтобы это был человек с опытом, адекватно оценивающий перспективы собственного заработка с вами.

Резюме по доходности сдачи машины в аренду Яндекс.Такси

В зависимости от того, как сильно вам повезет с водителем и насколько он окажется осторожным, внимательным и предусмотрительным, потери на форс-мажорных обстоятельствах могут составить от 20-25% до 30-33%. (Главное, чтобы они не превысили 50%).

Яндекс.Такси, как агрегатор и посредник в данных вопросах, хоть и прописан в договоре, но фактически устраняется от участия в разбирательстве в случае конфликтных ситуаций, предоставляя арендодателю и водителю разобраться самостоятельно, в рамках заключенного договора.

В итоге период окупаемости подрастает либо до 2,5 лет, либо вообще, до 2 лет и 9 месяцев, что уже ближе к 3 годам. Доходность вложений в таком случае «катастрофически» падает до… 30-33% годовых!

Это действительно неприятно, когда автомобиль, вместо двух лет, начинает окупаться только за 3. Но имеет смысл сравнить, сколько удастся заработать в случае альтернативных направлений вложений. Принимать в расчет высокодоходные, но при этом и чудовищно рисковые направления инвестиций, представляется неразумным. В связи с этим сразу исключим такие направления, как:

  • биржевую игру (не важно, на каком рынке, будь то «голубые фишки» или же криптовалютные операции или FOREX);
  • вклады в микрофинансовых организациях (к слову, некоторые из них при всей очевидности запредельной нормы риска предлагают своим вкладчикам величину доходности на уровне, существенно меньше рассматриваемой здесь ставки в 30-33% годовых).

Проще будет сказать, что имеет смысл ориентироваться на традиционные и даже консервативные направления вложений, то есть, доходность по ним. В экономике в качестве индикативного показателя доходности всегда выступала ставка по государственному кредиту. Именно государственные облигации можно с полным основание назвать единственным мерилом прибыльности в экономике, но для большей объективности представляется разумным принять во внимание еще и направление банковских вкладов.

В любом случае, на процент заработка, больше 10-12%, рассчитывать не приходится. В общем, ставка доходности использования ТС в такси существенно выше, и взять в проработку тему покупки собственного транспорта с последующей сдачей его в аренду однозначно стоит. (Альтернативой по доходности может являться каршеринг, но это тема отдельного обзора).

Тонкости контрактации

В процессе принятия решения, относительно механизма сдачи вашего автомобиля в аренду, возникает два альтернативных подхода:

  • работать исключительно самостоятельно;
  • работать через агрегатор (в нашем случае рассматривается вариант Яндекс.Такси).

В первом случае все риски по взаимоотношениям с водителями, которые будут эксплуатировать ваш автомобиль, будут ложиться исключительно на ваши плечи (впрочем, как и вся без исключения прибыль от сдачи машины в аренду тоже будет доставаться вам).

Агрегатор в данном случае будет являться юридическим и во многом и реальным буфером при взаимодействии с водителями. (Просто хотя бы потому, что вас, как владельца ТС, водители просто не будут видеть). А нюансов здесь много и все они лежат в плоскости заключения продуманного и сбалансированного договора:

Внесение залога за авто

То, что трудно уговорить водителя передать в ваше распоряжение некую существенную сумму денег в качестве гарантии выполнения им своих обязательств и по аренде, и по возможным штрафам, и по ремонту, не является большой проблемой. Проблемой часто является нежелание водителя соглашаться со списанием данных сумм с его «залогового аккаунта», что зачастую приводит к судебным тяжбам.

В случае с Яндекс.Такси – сервиса, выступающего посредником – эта проблема ложится на плечи юристов агрегатора. Впрочем, и держателем залоговой суммы также является агрегатор, однако, практика показывает, что сервис соблюдает интересы арендодателей и машины возвращаются им с годными для дальнейшей эксплуатации характеристиками.

Выполнение водителем обязательств по мелкому ремонту (в пределах франшизы)

Величины залога не всегда может хватать на сочетание нескольких факторов: например, и штрафа и покрытие водителем своей доли ущерба одновременно. В связи с этим спор может привести к досрочному прекращению договора аренды и изъятию автомобиля. Если вы, как хозяин транспортного средства, хотите пройти по этому пути самостоятельно, то можно сдавать машину напрямую. Но если вы не хотите в этом участвовать, а хотите лишь провести замену одного водителя на другого (более добросовестного), то стоит обратиться к услугам Яндекс.Такси.

Лицензия

Для работы в такси водителю требуется правильно оформленная лицензия. Если ее нет, и это выяснится при проверке, то машину эвакуируют на штрафстоянку. Яндекс.Такси осуществляет эффективный контроль за наличием у водителей действительных документов, не позволяя им в противном случае выходить на маршрут.

Резюме

Кроме указанных преимуществ сотрудничества с агрегатором (Яндекс.Такси), присутствует еще одно, а именно – подключение к одноименному приложению, что позволяет водителю получать заказы в приоритетном порядке (с более высоким статусом), гарантируя таким образом, себе выручку и отсутствие простоя в течение рабочей смены.

Вывод: сдавать автомобиль в аренду Яндекс Такси, в целом, выгодно (средняя доходность на уровне 30% годовых). И здесь нужно принимать в расчет не только исключительно финансовые показатели, но и организационные, касающиеся выстраивания отношений с арендаторами.